Тема 3 Современные социологические теории

Классические социологические теории

Социология как наука об обществе ведет свое происхождение с середины ХIХ века. Основы социологии были заложены в произведениях таких авторов, как Маркс, Спенсер, Вебер и Дюркгейм. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.

Марксизм

Многие идеи К. Маркса (1818-1883) являются основополагающими в социологии. Основной целью общественного прогресс, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

Структурный функционализм

В направлении структурно-функционального анализа в социологии заметный след оставил Герберт Спенсер (1820-1903). Спенсер выдвинул три основные идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, т.е. согласованность функционирования; универсальный функционализм, т.е. полезность всех социальных явлений, и функциональная необходимость. Общество, с его точки зрения, - это эволюционный живой организм. Общества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваются в милитаристские режимы; адаптация также может быть свободной и пластической- и тогда общества превращаются в промышленно развитые государства. Один из главных постулатов социальной философии Спенсера таков: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

Социал-дарвинизм

Основными представителями социал-дарвинизма считаются А. Гумплович, Л. Смолл и У. Самнер. Согласно этой доктрине в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны.

Албион Смолл (1854-1926) утверждал, что социальная жизнь- это результат взаимодействия естественных интересов людей.

Людвиг Гумплович (1838-1909) рассматривал историю как « естественный процесс», а социальные законы- как разновидность законов природы. Основными причинами социальных конфликтов он считал экономические мотивы, стремление людей к удовлетворению материальных потребностей.

Уильям Самнер (1840 — 1910) исходил из двух основных принципов: Естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение в развитии общества, поэтому социальное неравенство- нормальное состояние; 2) Социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер.

Психологизм

Психологизм — совокупность социологических концепций, строящихся на признании первичности роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители психологизма- Г. Тард, Л. Уорд, Ф. Гиддингс.

Франклин Гиддингс (1855 — 1931) рассматривал общество как физико-психический организм, обладающий «социальным разумом». По утверждению Гиддингса, «все … социальные факты по природе своей- психические», поэтому общество есть «психическое явление, обусловленное физическим процессом».

Лестер Уорд (1841-1913) выдвинул положение об активном характере социальной эволюции и определяющем воздействии на нее различных психических сил, в первую очередь волевых импульсов, свянанных с необходимостью удовлетворения голода и жажды (для поддержания жизни) и половых потребностей (для продолжения рода).

Французский социолог Габриэль Тард (1843-1904) видел основную задачу социологии в изучении законов подражания, психологии толпы, механизмов групопового внушения. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний. Задачу социологической науки он видел в изучении законов поражения, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой- развивается по мере того как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются изобретения. Согласно Тарду, общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего- всемирное повторение, принимающее форму волнообразного движения в неорганической природе, наследственности- в мире органическом и подражания- в жизни общества.

«Социологизм» Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), основатель французской социологической школы, считал что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. С его точки зрения каждая социальная еденица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества, как целого. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются общим правилам и нормам- коллективному сознанию.

По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. Социальные факты Дюркгейм подразделял на морфологические (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений) и духовные (коллективные представления, составляющие в совокупности коллективное сознание). Социальные факты нужно исследовать объективными методами, т.е. следовать принципам естественных наук.

Дюркгейм обосновал идею солидарности обществ. Существует два типа солидарности: механическая, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ и функций, и органическая, которая характерна для современных обществ и основана на разделении труда.

«Понимающая социология» Вебера

С именем Маркса Вебера (1864-1920) связываются создание методологии социального познания. Одним из основных положении теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

Социальная философия, лежавшая в основе исторической социологии Вебера, наиболее отчетливо воплотилась в работе « Протестантская этика и дух капитализма». Здесь высказывается идея экономической рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д.; обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода оценки».

Эмпиризм

Эмпирическая социология – комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с испльзованием методов, методики и техники социологического исследования. Эмпирически ориентированные школы складываются в 1920 -1960 е. гг. Среди них в первую очередь выделяются Чикагская школа (Ф. Знанецкий, Р. Парк), в рамках которого сложился поход, называемый символическим интеракционизмом.

Флориан Знанецкий (1882 -1958) выдвинул требование учета социологом «чкловеческого коэффициента» - требование принимать во вномание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуачии, их понимание ситуации, а также рассматривать социальные явления как результат сознательной деятельности людей. Знанецкий впервые применил эмпирический метод личных документов (биографический метод).

Роберт Парк (1864 — 1944) полагая, что социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического фенимена». По Парку, общество имеет помимо социального (культурного) уровня биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития является конкуренция. Общество есть «контроль» и «согласие», а социальное изменение связано с изменением моральных норм, индивидуальных устоновок, сознания, «человеческой природы» в целом.

В современной социологии выделяют два основных подхода к анализу социальных структур: объективисткий и субъективисткий.

Объективисткий подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта.

Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсона (1902-1979) сформулированны основные принцыпы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженого механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.

Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910-1989) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальной структур, как это принято в функционализме, а с точке зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и взаимному обмену ими.

Наряду с Хомансом одним из создателей концепции социального обменя считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау приносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории конфликта. В межличностных отношениях Блай придает рашающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций.