Зарубежная школа и педагогика конца XIX – XX вв.

Лекция № 8

План:

1. Основные педагогические течения

2. Социальная педагогика (Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп)

3. Педагогика прагматизма (Дж. Дьюи)

4. Свободное воспитание (Э. Кей)

5. Экспериментальная педагогика (А.Лай, Э. Мейман)

Конец XIX века характеризуется кризисом «школы учебы», резкой критикой гербартианской педагогической теории, которая направлена лишь на формирование культуры мышления и лишает учащихся самостоятельности. Школа по мысли реформаторов устарела, не соответствует уровню производства, науки и культуры.

Согласно классификации А.Н. Джуринского, можно классифицировать педагогические течения конца XIX – начала ХХ вв. следующим образом. Педагогический традиционализм:

· Социальная педагогика

· Религиозная педагогика

· Педагогика, ориентированная на философское рассмотрение процесса образования.

Новое воспитание или реформаторская педагогика:

· Свободное воспитание

· Экспериментальная педагогика

· Прагматистская педагогика

Социальную педагогику представлял Эмиль Дюркгейм (1858-1917), с точки зрения которого «Воспитание – методическая социализация». По мысли Дюркгейма, каждая стадия развития цивилизации формирует коллективные представления. Дюркгейм – основатель социальной педагогики как отдельного научного направления, которое активно развивалось в ХХ веке и существует по сей день. Другим выдающимся представителем социальной педагогики был Пауль Наторп (1854-1924), которому принадлежит труд под соответствующим названием («Социальная педагогика»). С позиций Вильгельма Дильтея (1883 – 1911) педагогический процесс – познание тотальных «духовных связей», приобщение к жизни.

Педагогика прагматизма была основана американским философом, социологом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952). Слово «прагматизм» происходит от гр. «дело», «действие». Ценность идей и понятий определяется практическими результатами их применения; истинным считается то, что приносит успех, пользу конкретному человеку.

Основными чертами теории Дьюи были педоцентризм, опора в обучении на интересы и инстинкты детей, широкое применение труда в обучении, проблемный характер обучения.

Свои взгляды на проблемы воспитания и образования Дьюи изложил в работах «Школа и общество», «Школа будущего», «Введение в философию воспитания», «Школа и ребенок», «Психология и педагогика мышления». Ребенок, по мысли Дьюи – это солнце, вокруг которого вращаются все образовательные средства. Центральное место в теории и практической реализации педагогики прагматизма занимает опыт. «Унция опыта весит больше, чем тонна теории», - говорил Дьюи. Опыт немыслим вне активности детей и всегда эмоционален. Поэтому продуктивный учебный процесс возможен лишь как деятельность, формирующая личный опыт.

Особое внимание в прагматической педагогике уделялось ручному труду, развивающему активность ребенка. В процессе обучения предполагалось исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского инстинкта, художественного инстинкта, социального инстинкта.

Цель в педагогике прагматизма:

· Содействовать самореализации личности, т.е. осуществлению ее желаний и интересов.

· Адаптировать личность к среде.

Педагогические технологии, обусловленные прагматизмом:

· Метод проектов (Уильям Килпатрик) – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Выполнение проекта предполагает возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В 1918 г. вышла статья У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

Типология проектов:

Конструктивные
Экскурсионные
Проекты рассказа: устный рассказ, рассказ-песня, или граммофонный рассказ, рассказ-картина, рассказ в музыкальном исполнении.
Проекты игр. Сюда же относится драматизация и инсценировки.

· Дальтон-план (Элен Паркхерст). Учащемуся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Роль учителя сводилась к роли консультанта. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, приучая их к самостоятельности, развивал инициативу, побуждал к поиску рациональных методов работы и вырабатывал чувство ответственности за выполнение заданий в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

Основные педагогические проблемы, поднятые Джоном Дьюи и его последователями:

· Связь школы с жизнью

· Соответствие школьного обучения интересам и потребностям ребенка

· Индивидуализация обучения

· Повышение эффективности учебного процесса

· Трудовое обучение

Педагогическая концепция свободного воспитания имела своим основанием теорию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Шведская писательница Э. Кей в книге «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые другие требовали предоставить учителю и учащимся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.

В начале и в середине ХХ века развивалось психоаналитическое направление в педагогике, основоположником которого был З. Фрейд.

Экспериментальная педагогика (А.Лай, Э. Мейман) основывалась на идее всестороннего исследования ребенка. Использовались следующие методы исследования: длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. Экспериментальная педагогика легла в основу педологии.

Вильгельм Август Лай – автор воспитательной концепции «школы действия». Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль. Воздействие на ребёнка осуществляется через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания.

В 1903 году В.А. Лай создал работу «Экспериментальная дидактика». Труд рассматривался А. Лаем не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в народную школу, прежде всего, как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. Теория В.А. Лая названа им «школой жизни».

В середине ХХ века формируется гуманистическая педагогика (К.Роджерс), важной идеей которой является развитие креативности, специальная педагогическая фасилитация – стимулирование приобретения опыта творческой деятельности.

Итогами школьных реформ стали:

· Бесплатное начальное обучение

· Платное (кроме США и Франции) государственное среднее образование

· Сохранение привилегии состоятельных слоев общества на полноценное образование.

Таким образом, традиционалистская и реформаторская педагогика в ХХ веке взаимодействовали между собой, формируя новые направления развития педагогической науки (социальная педагогика, философия образования, педология) и новые педагогические концепции. Все эти направления развития педагогической мысли по сей день определяют особенности развития педагогики и школы в мире. В 1990- е годы в России произошло «открытие» многих педагогических концепций, которые не были в должной мере исследованы и тем более востребованы советской педагогикой. В результате в отечественные школы стали внедряться метод проектов, индивидуальные и индивидуализированные образовательные траектории, идеи личностно-ориентированного образования. Многие из инновационных педагогических технологий возникали параллельно в различных странах, и нельзя утвердительно ответить на вопрос о теоретическом и историческом первенстве (например, о первенстве в сфере идеи и практики проблемного обучения). XXI век дал новый толчок к развитию инновационных педагогических технологий, основанных в рамках реформаторской педагогики ХХ века.

Тестовые задания к лекции 8

1. Назовите автора цитаты. «Мы при толковании должны придерживаться следующего правила: на мнимую связность сновидения, в виду ее неизвестного происхождения, обращать внимания не нужно, - как в отчетливом, так и в запутанном сновидении необходимо идти обратным путем, ко вскрытию его материала.»

а) Коменский

б) Локк

в) Гербарт

г) Фрейд

Приведите в соответствие имя педагога и название педагогической концепции:

2.Педагогика прагматизма

а) Дьюи

б) Монтессори

в) Фрейд

г) Роджерс

3. Психоаналитическая педагогика

а) Дьюи

б) Монтессори

в) Фрейд

г) Роджерс

4. Гуманистическая педагогика

а) Дьюи

б) Монтессори

в) Фрейд

г) Роджерс

5. Свободное воспитание

а) Дьюи

б) Монтессори

в) Фрейд

г) Роджерс

Приведите в соответствие названия педагогических концепций и свойственные им элементы педагогических технологий

6. Метод свободных ассоциаций

а) свободное воспитание

б) психоаналитическая педагогика

в) прагматическая педагогика

г) гуманистическая педагогика

7. Дальтон-план, метод проектов

а) свободное воспитание

б) психоаналитическая педагогика

в) прагматическая педагогика

г) гуманистическая педагогика

8. Метод педагогической фасилитации (стимулирования творческой деятельности)

а) свободное воспитание

б) психоаналитическая педагогика

в) прагматическая педагогика

г) гуманистическая педагогика

9. Построение педагогического процесса исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности

а) свободное воспитание

б) психоаналитическая педагогика

в) прагматическая педагогика

г) гуманистическая педагогика

Литература:

1. Воспитание к свободе: Педагогика Р.Штейнера. М., 1993.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1998.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики. – М., 2007.

4. Дьюи Д. Школа и общество. М., 1925.

5. История педагогики. С XVII века до середины ХХ века. Часть 2. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 1997.

6. Корнетов Г.Б. Прогрессивистская педагогика Джона Дьюи // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=604&binn_rubrik_pl_articles=171

7. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 2010. Или: royallib.ru/book/korchak_yanush/kak_lyubit_rebenka.html.

8. Монтессори М. О принципах моей школы // http://www.montessori.ru/montessori/publication/montessori_principles.php.

9. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст. – Владимир: ВГГУ, 2005.

10. Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика. - 2003. - №8. - С. 88-96.

11. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

12. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993.Т.2. М., 1999.

13. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1988.

14. Френе С. Избр.пед.соч. М., 1990.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2011.

16. Хилтунен Е. Педагогика Монтессори //Учительская газета. 1992. №28. С.5.

17. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. 2-е изд. М., 1981.

18. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

19. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.