Принципы выбора методов научно-педагогического исследования.

План

Лекция 5. Методологическая культура педагога. Методология и методы педагогического исследования

1. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и логика.

2. Методология педагогического исследования.

3. Философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни методологии.

4. Сущность и содержание методологической культуры учителя.

5. Основные подходы к исследованию педагогических явлений.

6. Методы педагогического исследования. Классификация методов педагогического исследования.

7. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования. Методы обработки экспериментальных данных.

Материалы к лекции.Методологическая культура педагогаэто комплекс свойств, обеспечивающий системное решение педагогических и исследовательских задач. К данным свойствам прежде всего относятся:

творческая направленность и профессионально ценностная ориентация личности; системное теоретическое мышление – способность к анализу явлений, видение педагогической проблемы во взаимосвязи с более общими проблемами, способность к прогнозированию и проектированию, построению системы возможных действий; готовность к рефлексии – философской, методологической, методической, личностной.

Педагогическая задача – задача по преобразованию реальной ситуации взаимодействия, превращение ее в ситуацию развития и становления личности.

Уровниметодологической культуры. Эмпирический уровеньметодологической культуры – решение конкретной педагогической задачи. Теоретический уровень – решение всех педагогических задач данного класса.

Методологическая культура учителя-практикапроявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении учебно-воспитательных задач

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Фундаментальное исследование – создание концепций, моделей педагогических систем на прогностической основе. Прикладное исследование – изучение отдельных сторон педагогического процесса. Методическое (разработка) – конкретные научно-практические рекомендации.

Теоретический уровень исследования включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент. Эмпирический уровень – характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей.

Общие характеристики исследования.Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено.Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем.

Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем. Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур.

Этапы исследования:

1. Постановочный

2. Поисково-теоретический (изучение степени разработки проблемы)

3. Аналитико-проблемный

4. Теоретико-проектировочный

5. Опытно-экспериментальный

6. Обобщающий

Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность. Подход – совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь).

Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих.

Уровни методологии педагогики:

Философский уровень – методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия). Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы). Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный, средовый, технологический и другие подходы). Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Методы исследования.В процессе педагогического исследования большое значение играют методы исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения достоверного знания о них, достижения конкретного научного результата. Педагогика использует общенаучные (диалектические), частнонаучные (методы психологии, социологии, физиологии, математики, статистики) и специальнонаучные (педагогические) методы познания педагогической действительности. Все их многообразие можно разделить на три большие группы:

1) теоретические методы, которые служат для интерпретации, анализа и обобщения опытно-экспериментальных данных, построения научных теорий, обоснования научных положений;

2) экспериментально-эмпирические методы, которые служат сбору данных, получению и фиксировании научных фактов;

3) методы обработки результатов исследования, которые служат для обработки полученных данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями, моделирования и прогнозирования педагогических явлений, в том числе и с применением компьютерной техники.

Методика исследования – это система методов, обеспечивающая достижение цели исследования и получение достоверных результатов. При выборе методов исследования необходимо придерживаться следующих принципов:

- адекватности (методы должны соответствовать предмету, цели, задачам и гипотезе исследования);

- комплексности (совокупность выбранных методов должна составлять единое целое, направленное на решение проблемы исследования);

- взаимного перекрытия (необходимо использовать разнообразные методы для исследования одного и того же вопроса);

- учета особенностей использования методов других наук в педагогическом исследовании.

Методика исследования разрабатывается на основе вышеперечисленных принципов и исходя из задач этапов исследования по схеме: этап - задачи - методы.

Динамика педагогического исследования предполагает реализацию трех основных этапа: подготовительного, основного и заключительного. Содержание работы на этих этапах зависит от вида проводимого исследования. В качестве примера рассмотрим основные задачи, которые решает исследователь на выделенных этапах в ходе проведения экспериментального исследования.

Подготовительный этап - основные задачи: 1) определение проблемы (противоречия) и формулировка темы (центрального вопроса) исследования; 2) разработка программы исследования: определение цели, задач, объекта, предмета исследования, построение гипотезы исследования (предположения о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления) и разработка методики ее проверки.

Основной этап. В задачу данного этапа входит проверка в реальной педагогической практике истинности предложенной гипотезы исследования в соответствии с разработанной методикой. Гипотеза здесь может уточняться, пересматриваться, совершенствоваться.

Задачами заключительного этапа являются: 1) обработка и интерпретация полученных данных; 2) оформление результатов исследования.

Характеристика основных методов педагогического исследования

Теоретические методы Экспериментально-эмпирические методы Методы обработки результатов
· логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация; · методы формулировки гипотезы: аналогия, индукция, дедукция; · операции с по-нятиями; · моделирование · обсервационные: наблюдение, самонаблюдение; · диагностические: те-стирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок, самооценка; · праксиметрические: анализ деятельности и ее продуктов; · социометрия; · эксперимент · методы первичной обработки результатов: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, мода, медиана, размах, вариация, среднее арифметическое, дисперсия; · методы вторичной обработки результатов (методы доказательства гипотезы); · методы наглядного представления результатов: таблицы, графики, диаграммы, рисунки

Литература:

Основная литература

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский – М.: Издат.центр «Академия», 2003.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.

Дополнительная литература

1. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ.пед.вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

2. Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. – СПб., 2001.

3. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002.