Экономические предпосылки сертификации

Сертификация возникла как элемент рыночной экономики. Она реализу­ет свои возможности совместно с механизмами саморегулирования рынка.

Рыночная экономика - совокупность независимых субъектов хозяйст­венной деятельности, имеющих разную форму собственности и действую­щих по единым законам свободного рынка. Эти законы оговаривают права собственности, права личности, нормы общественной безопасности, но не касаются свободы экономических субъектов заниматься хозяйственной дея­тельностью. Каждый из них вправе распоряжаться своими ресурсами и зани­маться любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей за­конам.

Главным механизмом саморегулирования рынка является свободная конкуренция. Суть ее состоит в том, что продукцию или услугу одного и того же вида могут предложить на рынок несколько предприятий. Остальные предприятия самостоятельно выбирают, чьей продукцией или услугой вос­пользоваться, исходя из собственной выгоды, которая может определяться ценой, качеством, надежностью, ассортиментом, условиями поставки и т.п. Предприятие тем успешнее, чем успешнее продвигается на рынок его про­дукция. Поэтому главная цель - победить в конкурентной борьбе. Для этого производитель идет навстречу интересам потребителя снижает издержки, расширяет ассортимент, оговаривает условия поставки и т.п., в том числе проводит сертификацию продукции. Сертификация - это независимое авто­ритетное подтверждение соответствия продукции нормам и требованиям, а значит подтверждение качества и надежности, экономичности, т.е. тех харак­теристик продукции, которые дают преимущества в конкурентной борьбе. В проведении сертификации заинтересованы сами производители.

Сертификация, проводимая по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем, называется добровольной.

По мере развития сертификации возрастала ее социальная функция - обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг) и изготовителей, защита природы от техногенного воздействия. И со временем были приняты законы об обязательной сертификации потенциально опасной продукции, ра­бот и услуг.

 

Введение

В начале книги упоминалось, что научно-техническое законодатель­ство является одним из самых главных направлений деятельности метро­логов-специалистов, занимающихся обеспечением единства измерений. Изложенные выше приемы и методы обеспечения единства измерений, как ни в одной другой науке зависят от того, насколько полно реализовано согласие участников процесса измерений пользоваться теми или иными представлениями о физических величинах и о размере их единиц. Извест­ный произвол имеет место в выборе основных единиц, в определении про­изводных величин и единиц, в способах построения различных шкал, в физическом представлении характеристик, определяемых органами чувств человека, например в акустике или в оптике. Практически любой вид измерения в каком-либо разделе требует консенсуса специалистов для того, чтобы измерения, проведенные в разных местах разными специалис­тами, были бы сопоставимы друг с другом.

Естественно, что многие договоренности требовали общественного обсуждения для дальнейшего признания. Договоренности оформлялись в виде документов, которые в современном обществе получили название стандартов. Вообще слово «стандарт» (в английской транскрипции «standard») имеет смысл не только законодательного документа. Стандар­том, например, в США может считаться эталон или образцовое средство измерения, стандартом называют стандартный образец состава и свойств веществ и материалов. То же самое название в США применимо к стан­дартным справочным данным, а также к стандартным измерительным про­цедурам, которые у нас в стране называются методиками выполнения из­мерений. Именно поэтому понятия стандарта и стандартизации в настоящее время применяется нетолько и не столько в законодательной метрологии, но и как единый для многих пользователей набор понятий, измеритель­ной техники, приемов и методов обеспечения сопрягаемости и взаимоза­меняемости деталей машин и т. д. В настоящее время стандартизация час­то используется в оценке качества не только измерительной техники, но и товаров широкого потребления и даже в сфере услуг, в маркировке и упаковке товара.

На эту тему к настоящему моменту написано множество различных учебников и пособий. 6 большинстве из них метрология рассматривается как одна из сфер внимания служб стандартизации. Это связано, по-види­мому, с тем, что наша страна сравнительно недавно (чуть более 10 лет на­зад) начала активное вхождение во многие международные организации по стандартизации. Например, наша страна являлась членом-учредителем Метрической конвенции, принятой в 1875 г. Одним из институтов Между­народного Бюро по Мерам и Весам (МБМВ) являлся Институт Метрологии (ВНИИМ) им. Д. И. Менделеева. В списке институтов МБМВ этот институт имеет узаконенное название - IMM - Institute Metrology Mendeleev. Все годы советской власти наша страна платила взносы в МБМВ, принимала участие в некоторых международных работах МБМВ, участвовала в засе­даниях конференций МБМВ. Однако наряду с этим была создана система стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи - система стандартизации СЭВ. Создавались эталоны СЭВ, стандарты СЭВ, проводи­лись конференции и совещания по системе стандартов СЭВ. В стране по­явились более 10 научных центров по метрологии и около 150 центров стан­дартизации и метрологии, работающих в области обеспечения единства измерений на территории СССР. Было издано огромное количество доку­ментов - ГОСТов, регламентирующих очень многие процедуры и правила метрологического назначения. С международными стандартами ГОСТы СССР согласовывались очень редко.

В существовавшей в СССР системе стандартизации было несколько слабых моментов. Первый и самый главный из них — это попытка законо­дательного обеспечения качества промышленной продукции при отсут­ствии рыночных отношений. В результате законы, сформулированные в виде ГОСТов, практически не работали, поскольку подавляющее число производителей товарной продукции было монополистами. Товар любо­го качества находил сбыт по той простой причине, что другого не было.

Большое количество документов и центров стандартизации привело к тому, что для многих важных в метрологии моментов можно было найти противоречащие друг другу документы. Характерно в этом плане вспом­нить приведенное в первом разделе определение понятий «эталон», «ис­ходное образцовое средство» и «установка высшей точности». В разных метрологических центрах страны эти понятия толковались и применялись по-разному. Институты Москвы считали, что эталоном может быть только то, что создано в столице. ВНИИМ им. Менделеева считал, что эталоны должны создаваться только в центре, признанном в МБМВ, т. е. в Санкт- Петербурге. Другие институты считали, что должны учитываться другие критерии, например количество средств измерения данного типа или при­надлежность эталона к воспроизведению основных единиц системы СИ.

В результате такого усложнения и практически децентрализации ос­новных моментов в метрологии пользователю было трудно разобраться, какому центру или какому документу следует отдать предпочтение. Оче­видно было, что одними законодательными актами проблему стандарти­зации и метрологии не решить.

Одной из попыток решить проблему качества промышленной продук­ции, в том числе и измерительной техники, было введение в 80-х г. госу­дарственной приемки. Эта функция служб стандартизации СССР состояла втом, что на многие (но не на все!) предприятия были направлены госу­дарственные контролеры. Их работа оплачивалась из государственного бюджета, территориально они находились на предприятиях, но руковод­ству предприятий не подчинялись. Такая система просуществовала всего несколько лет и с гибелью своей уничтожила многие предприятия, кото­рые сами по себе работали достаточно хорошо, но в своей работе использо­вали некачественные комплектующие изделия и материалы с других пред­приятий. С гибелью предприятий без работы оказалась и госприемка.

Наступившая «перестройка» в 90-х г. широко открыла возможности интеграции с международными организациями и центрами стандарти­зации и метрологии. Стали налаживаться контакты с центрами стандарти­зации США и Европы, Российская Федерация резко усилила активность деятельности в международных организациях по стандартизации и мет­рологии. Система стандартов СЭВ потеряла свою актуальность, а россий­ская система стандартизации избавилась от совершенно ненужной струк­туры. Отпала необходимость законодательно регулировать качество продукции — большую часть этой проблемы решили продекларированные руководством РФ рыночные отношения. Тем не менее, при такой серьез­ной трансформации системы стандартизации и метрологии не обошлись без отрицательных моментов. Распахнув двери для международной тор­говли, мы практически разрешили импорт некачественных товаров, по­скольку службы стандартизации были не готовы к очень многим процеду­рам, которые в настоящее время вылились в понятие сертификации, т. е. государственной проверке соответствия качества товаров международным стандартам и стандартам РФ.

Документы и законы последних лет направлены на то, чтобы все от­расли национального хозяйства развивались бы в соответствии с между­народными требованиями и правилами. Широко развитая структура ин­ститутов и центров Госстандарта РФ позволяет эту проблему решить. Нужно надеяться на то, что функционирующая в настоящее время система стан­дартизации и метрологии не утонет в огромном количестве документов, регламентирующих деятельность производителей во всех мелочах. Рыноч­ные отношения позволяют большое число проблем решить способом, ре­ализованным во многих странах, где некачественную продукцию просто невозможно продать, поскольку есть конкурирующие производители. В этом случае службы стандартизации и метрологии будут иметь возможность со­средоточить свои усилия на наиболее важных документах при тесном кон­такте с международными организациями по стандартизации и метрологии. В данном разделе будут рассмотрены существо понятий стандартиза­ции и сертификации применительно к проблемам обеспечения единства измерений физических величин. Логика изложения требует, чтобы тради­ционные для метрологии вопросы, связанные с торговлей, с обмером и обвесом, рассматривались отдельно. По этой причине законы о стандар­тизации и о других связанных с нею вопросах, ниже рассматриваются в применении к измерительной технике.

Реализация перечисленных принципов стандартизации базируется на общенаучных и специфических методах. Под методом стандартизации подразумевается совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Наиболее широко применяются следующие методы стандартизации:

— упорядочение объектов стандартизации;

— параметрическая стандартизация;

— унификация продукции;
- агрегатирование;

— комплексная стандартизация;

— опережающая стандартизация.

Упорядочение объектов стандартизациисвязано прежде всего с сокращением многообразия комплектующих изделий и готовой продук­ции. Упорядочение представляют как универсальный метод, состоящий из нескольких подходов: систематизации, селекции, симилификации, типи­зации и оптимизации. Систематизация заключается в научно обоснован­ном, последовательном классифицировании объектов стандартизации. Примером результата работ по систематизации может служить Общерос­сийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продук­ции (ОКП), который систематизирует товарную продукцию в виде различ­ных классификационных групп. ОКП представляет собой свод кодов и наименований продукции и состоит из классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП) частей. Классификационная часть представля­ет собой свод кодов и наименований классификационных группировок (класс-подкласс-группа-подгруппа-вид), систематизирующих продук­цию по определенным признакам. Ассортиментная часть - свод кодов и наименований, идентифицирующих конкретные марки, типы товаров. В классификационной части продукция разделена по общим признакам, в ассортиментной части - по частным признакам.

Селекция объектов стандартизации -деятельность,заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразны­ми для дальнейшего применения в производстве.

Симилификация— деятельность, заключающаяся в определении кон­кретных объектов, которые признаются нецелесообразными для исполь­зования в дальнейшем в производстве.

Типизация объектов стандартизации —деятельность по созданию типовых объектов - конструкций, технологий, форм документации.

Оптимизация объектов стандартизациизаключается в нахождении оптимальных главных параметров, а также всех других показателей каче­ства и экономичности.