Сознание как идеальное отражение действительности

В истории философии в оценке сознания в его от­ношении к материи было несколько подходов.

1. Идеалисты утверждали, что сознание - более широкое понятие, чем материя, и оно порождает материю. «Пре­делы моего «Я» - утверждал Мах, - могут быть расши­рены до такой степени, что оно, в конце концов, вклю­чает в себя весь мир».

2. Дуалисты Кант и Декарт рассматривали материю и соз­нание как два равнозначных понятия.

3. Вульгарный материализм утверждал, что сознание ма­териально.

4. Диалектический материализм диалектически перерабо­тал все эти положения и пришел к выводу, что сознание не существует само по себе, наравне с материей, до нее и независимо от нее. Сознание является особым свойст­вом высокоорганизованной материи, сознание нельзя абсолютно противопоставлять материи.

В то же время сознание возникает не случайно. Ма­терия приходит к развитию мыслящих существ в силу своей природы. Сознание, следовательно, является необходимым свойством высокоорганизованной материи. Оно возникает в процессе развития человеческих индивидов при наличии благоприятных социальных основ и биологических предпо­сылок, то есть сознание возникает с необходимостью на оп­ределенном этапе человеческой истории и возникновение сознания заложено уже в природе самой материи. Каким это образом? Через наличие у материи такого фундаментального свойства, которое позволит на определенной ступени разви­тия сформировать сгусток выскоорганизованной материи, функцией которого и выступает сознание.

Таким общим свойством материи, лежащим в осно­ве сознания, является свойство отражения. Отражение - это объективно присущее материи свойство, выражаю­щееся в способности материальных объектов реагировать друг на друга в процессе взаимодействия. Отражение при­суще всем формам движения материи и специфически про­является в каждой из форм (отражение света от зеркальной поверхности, отскок мяча от пола, химические реакции - все это формы отражения в неживой природе). Это так на­зываемые допсихические формы отражения.

Биологическое отражение возникает на уровне жи­вой природы (процессы, протекающие в клетках, раздра­жимость). Высшей формой отражения в живой природе явля­ется психическое отражение. Психическое отражение существует в виде ощущений, восприятий, представлений, безуслов­ных и условных рефлексов, возбуждения и торможения и т.д.

Отражение как свойство материи проявляется тем сильнее, чем сложнее форма движения. Например, раздра­жимость присуща низшим живым организмам. У позвоноч­ных уже есть возбуждение и торможение, безусловные и ус­ловные рефлексы. Высшие животные - обезьяны, собаки уже обладают предметным мышлением. Но от предметного мышления до понятийного мышления дистанция огромного размера. Сознание как понятийное мышление свойственно только человеку. Оно формируется только в условиях кол­лективной трудовой деятельности рода человеческого при благоприятных биологических предпосылках, каковыми яв­ляются развитая условно-рефлекторная деятельность и соот­ветствующая структура головного мозга. Исходя из сказан­ного, можно дать краткое определение сознания.

Сознание - это функция особым образом органи­зованной материи человеческого мозга, заключающаяся в отражении объективного мира на уровне понятий.

Сознание - это высшая форма отражения дейст­вительности, свойственная только человеку. Животные не имеют сознания. Они не способны отражать действитель­ность в логических образах, а только в конкретно-чувственных образах.

Сознание есть функция мозга, оно тесно связано с фи­зиологической деятельностью мозга, но не сводится к ней. Это подтверждает и тот факт, что развитие сознания не связа­но жестко с объемом мозгового вещества. Так, у И Тургенева объем мозга равнялся 2012 см2, а у И Канта и А.Франса - око­ло 1000 см2. А микробиолог Луи Пастер работал только левой половиной мозга, правая была парализована.

Сознание объективно по содержанию и субъективно по форме. Объективность содержания сознания означает, что не мозг порождает образы, а они являются слепком реально существующих предметов. Субъективность сознания по фор­ме означает то, что идеализированные образы зависят во мно­гом от наследованных человеком признаков, уровня его раз­вития, состояния психики, общего состояния здоровья и др.

Сознание - это не пассивное отражение действитель­ности, а активное, преобразующее действительность отраже­ние. В этом заключается творческий характер сознания.

Сознание включает в себя самосознание. То есть че­ловек тем и отличается от животных, что он способен смот­реть на себя и оценивать себя изнутри, через нравственные и эстетические категории и, прежде всего, через совесть.

Сознание человека отличается от психики высших животных рядом признаков:

· логической ступенью мышления; самосознанием;

· творческой активностью сознания;

· опережающим характером отражения действи­тельности.

Сознание идеально по своему характеру, но оно ма­териализуется с помощью языка, речи, письменности. Язык - это система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, переработки и передачи информации. Речь - это процесс, средство, способ форми­рования и использования языка. Различают устную, пись­менную и символически-двигательную речь.

Язык и речь развивались вместе с сознанием. Но нельзя полностью отождествлять мышление с языком. Язык и мышление действительно органично связаны, они едины, но это единство носит противоречивый характер.

Язык есть материальная форма выражения мысли, а мысль есть идеальное содержание знаков, языка. Нет понятия без слова, и нет слова без его идеального образа в сознании. Понятие - это идеальное содержание слова. Слово - это материальная оболочка понятия. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Язык более кон­сервативен, чем мысль. По этой причине наука в период бурного развития испытывает определенные затруднения в связи с необходимостью ввести новые слова.

Таким образом, мысль (идеальное) нигде, никогда не существует как чистое явление, как особая сущность. Оно информационно кодируется и реализуется в языковых речевых конструкциях и процессах, в поведении и практи­ческой деятельности.