Сущность мировоззрения и его исторические типы

Философия, ее предмет и метод, функции в обществе.

Сущность мировоззрения и его исторические типы.

МЕСТО И ФУНКЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ,

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ВВЕДЕНИЕ

Введение

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ФИЛОСОФИЯ

Курс лекций для студентов всех специальностей

 

Ялта 2011

 

 

УДК 18.11

 

Философия: учебное пособие. Курс лекций для студентов всех специальностей. Часть 1. История философской мысли / Автор-составитель Разбеглова Т.П., к.ф.н., доцент

 

 

Рецензент: д.ф.н. Мирошников О.А.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Философия, ее предназначение, место и функции в обществе

Лекция 2. Возникновение философии

Лекция 3. Античная философия

Лекция 4. Философия средневековья и эпохи возрождения. средневековая европейская схоластика

Лекция 5. Философия нового времени

Лекция 6. Философские традиции и особенности развития философии в Украине

Лекция 7. Марксистский этап в философии

Лекция 8. Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации

 


Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по философии, рассчитанный на студентов всех специальностей.

Целевое предназначение пособия - оказать помощь студентам всех факультетов в изучении предмета, в подготовке к семинарским занятиям и экзаменам, в написании контрольной работы по философии. В последовательности учебных тем затрагиваются важнейшие проблемы философии, что должно сориентировать студентов в мире философской мысли, помочь найти ответы на сложные мировоззренческие про­блемы и эффективно подготовиться к экзамену.

Студентам заочного отделения пособие необходимо для самостоятельного изучения курса, для написания контрольной работы и подготовки к экзаменам.

Пособие содержит глоссарий, который позволит освоить и ввести в практику мышления категориальный аппарат философии.

 

 


План:

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как устроен мир и каково место человека в нем? Почему он смертен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчивость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина? Можно ли ее познать? Как отличить исти­ну от заблуждения? Что такое совесть, долг, честь, ответственность, справедливость, добро и зло, прекрасное и безобразное?

К этим вечным вопросам сегодня добавляются все новые и новые вопросы. Каковы причины трудностей нашего общественного развития, каковы тенденции и перспективы преодоления экономического и социального кризиса? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экономическое состояние нашей планеты на сегодня?

Все эти проблемы, так или иначе, отражаются в обобщенном взгляде человека на мир, называемом мировоззрением.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В мировоззрение входят не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

В состав мировоззрения входят:

I. Обобщенные знания о мире и человеке - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезная опора для мировоззрения.

2. Ценностные ориентации. Это отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием жизни, представление человека о добре и зле, его образ прошлого и проекты будущего и т.д.

3. Поведенческие ориентации. Обобщенные знания и ценностные ориентации определяют направление и характер деятельности человека.

Мировоззрение подвержено историческим переменам. На том или ином этапе истории преобладают определенные убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизни, т.е. можно говорить об определенном типе мировоззрения, или о господствующем мировоззрении в античную эпоху, эпоху Средневековья, Нового времени. Носителем мировоззрения, т.е. субъектом мировоззрения, реально выступают социальная группа (народ, нация, класс и т.д.) или личность.

Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).

В мировоззрении есть две стороны: чувственная и интеллектуальная (понятийная) сторона.

Чувственная - мироощущение, мировосприятие.

Интеллектуальная - миропонимание.

Разум и чувства в мировоззрение входят (преломляются в нем) не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с волей. Сплав чувств, разума и воли в мировоззрении формирует у людей убеждение.

Убеждения - это взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их сознанию, жизненным устремлениям. Убеждения - это целостный способ видения, понимания мира, ориентации и деятельности в нем. Силу убеждения приобретают нравственные, правовые, политические и др. взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов.

Первым этапом в становлении мировоззрения является мифология.

Мифология, (от греческого miphos - предание, сказание, logos - слово, понятие, учение). Это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного раз­вития. Мифы существовали у всех народов. В них отража­лись фантастические существа, дела богов и героев.

В мифах люди пытались ответить на вопросы о начале, происхождении и устройстве мира, о причинах наиболее важных явлений природы. Много внимания они уделяли вопросам происхождения людей и народов, их достижениям в развитии культуры - добывании огня, изобретении ремесел, возникновении народных обычаев и обрядов. Мифы выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание первобытного человека. Особенностью мифологического мировоззрения является преобладание в нем интуитивных, чувственно-эмоциональных форм постижения мира. Они вы­полняли многообразные функции: с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим; формировалось коллективное представление того или иного народа; обеспечивалась духовная связь поколений.

С переходом от первобытно-общинных форм жизни к рабовладельческим на смену мифам приходят религия и философия. Религия (от лат. religio - благочестие, набож­ность, святыня, предмет культа). Основу религиозного ми­ровоззрения составляет вера в существовании сверхъесте­ственных сил (бога, богов) и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

Вера - это позиция и психологическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных ут­верждений (догматов) религии и решимости придержи­ваться их вопреки всем сомнениям; в личном доверии к Бо­гу как устроителю жизни верующих, их руководителю, по­мощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в личной верности Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. Внешней формой веры является культ - систе­ма определенных ритуалов, догматов.

Существовали и существуют множество вариантов религиозных верований: христианство, буддизм, ислам и др.

Религия - сложное духовное образование и общест­венно-историческое явление, которое нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она формировала и форми­рует сознание единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С дру­гой стороны, она может формировать настроения, идеи, такие как фанатизм, вражда к людям другой веры и т.д.

Философия (от греческого phileo - люблю и sophiа - мудрость - означает буквально «любовь к мудро­сти»). Впервые это слово употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.)