Порядок разработки основной организационно-экономической документации и решения функциональных задач

Наименование документации Основные этапы и алгоритм разработки документации
1. Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации за предыдущий отчетный период (за последние 3–5 лет) • «Горизонтальный анализ» динамики основных технико-экономических показателей: объем производства, объем реализованной, товарной продукции, себестоимость реализованной, товарной продукции, издержки производства, численность работников по категориям, производительность труда, валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прочая прибыль, внереализационные доходы (убытки) и т. п. • «Вертикальный анализ» взаимосвязей основных интегральных технико-экономических показателей (выручки, объемов и издержек производства, прибыли, себестоимости, прямых, накладных расходов, основных и оборотных средств и т. п.) по статьям и элементам затрат. • Синтез результатов вертикального и горизонтального анализа и получение общих выводов по деятельности организации.
2. Разработка плана организационно-технического развития и внедрения но- вой техники • Патентный поиск или разработка новых конструктивных решений продукции (услуг). ТЭО выбора. • Патентный поиск или разработка новых технологических решений производства продукции (услуг). ТЭО выбора. • Патентный поиск, отбор, разработка вариантов новой техники для новых технологий. ТЭО выбора. • Разработка технических мероприятий по эффективному использованию материальных ресурсов. ТЭО. • Разработка организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда. ТЭО. • Разработка организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости продукции. ТЭО. • Разработка организационно-экономических мероприятий по повышению качества продукции. ТЭО. • Разработка организационно-технических мероприятий по снижению накладных расходов. ТЭО. • Разработка организационно-технических мероприятий по повышению эффективности деятельности системы управления. ТЭО. • Составление сводного плана внедрения новой техники (НТ) и организационно-технических мероприятий (ОТМ). • Определение затрат и источников финансирования на реализацию плана НТ и ОТМ. • Рассмотрение, согласование и утверждение плана НТ и ОТМ.
3. Технико-экономическое обоснование организационно-технических мероприятий и варианта плана производства продукции • Выбор методики расчета экономической эффективности • Выбор базового (эталонного) варианта сравнения • Определение параметров приведения вариантов в сопоставимые условия • Сбор необходимых исходных данных • Проведение технико-экономических расчетов и дисконтирование затрат по сравниваемым вариантам • Определение экономической эффективности и срока окупаемости.
4. Разработка плана производства продукции (услуг) на текущий год • Определение (расчет, задание на основе результатов анализа и прогноза внешней ситуации ) целей организации: вариантов объемов, номенклатуры и ассортимента производства и реализации продукции (услуг). • Расчет производственно-технологических заделов производства продукции (услуг), объемов незавершенного производства. • На основе расчетных параметров плана НТ и ОТМ (повышения производительности труда, экономии трудовых и материальных затрат, снижения себестоимости продукции и т. п.) расчет основных технико-экономических параметров производственной деятельности организации: объем производства продукции (услуг), объем реализации продукции (услуг), объем незавершенного производства, издержки производства, численность работников по категориям работающих, норматив оборотных средств, прибыль, рентабельность производства. • Составление сметы цеховых и общехозяйственных накладных расходов. • Расчет потребности в оборотных средствах. • Калькуляция себестоимости единицы продукции (по основной номенклатуре и ассортименту). • Определение (расчет) потребности в основных материально-сырьевых, энергетических и трудовых ресурсах для обеспечения производственной программы.
5. Разработка плана материально-технического обеспечения • Расчет расхода основных и вспомогательных материально-технических ресурсов продукции по календарному плану производства продукции (услуг). • Расчет производственных (технологических), страховых, транспортных, комплектовочных и аварийных складских запасов материально-технических ресурсов. • На основе договорной документации разработка плана поставок материально-технических ресурсов (с учетом транспортных схем, партий и периодичности поставок, схем снабжения и т. п.). • Разработка плана материально-технического обеспечения.
6. Разработка плана производственно-технологической комплектации • Разработка схем разбивки изделия (объекта строительства) на узлы, зоны и образования технологических комплектов. • Разработка комплектовочно-технологических карт (ТК). • Разработка сводных ТК по изделию (объекту). • Разработка стоимости ТК и платежно-технологических этапов.
7. Разработка плана производственно-технологической комплектации • Разработка графиков комплектации изделий (объектов) по поставщикам. • Разработка транспортно-комплектовочных графиков. • Разработка плана производства комплектующих, материалов, полуфабрикатов и т. п., повышения готовности материальных ресурсов к производственному потреблению (раскрой, приготовление смесей, заготовок и т. п.). • Разработка плана производственно-технологической комплектации.
8. Разработка графиков планово-предупредительных ремонтов технологического оборудования, машин, механизмов, грузоподъемных и транспортных средств • Определение нормативов проведения планово-предупредительных ремонтов по видам оборудования. • Разработка регламента технического обслуживания оборудования. • Разработка плана-графика планово-предупредительных ремонтов машин и оборудования в зависимости от технологического цикла производства продукции.
9. Разработка плана по труду • Расчет численности работников организации по категориям работающих, профессиональной специализации, квалификации и системам оплаты труда. • Разработка штатного расписания аппарата управления. • Расчет основного и дополнительных фондов оплаты труда по категориям работников. • Расчет фонда материального стимулирования работников организации. • Разработка плана по труду.
10. Разработка плана социально-экономического развития • Определение потребности в социально-бытовых услугах работников организации и их семей. • Составление смет на удовлетворение каждого вида социальных потребностей. • Определение источников и расчет фонда социального потребления. • Составление плана социально-экономического развития.
11. Разработка плана капитального строительства • Организация разработки проектно-сметной документации на строительство объектов (в соответствии с инвестиционной программой). • Экспертиза ПСД (разработка локальных, объектных смет и сводного сметного расчета). • Составление титульного списка строительства и ввода объектов в эксплуатацию. • Разработка плана капитального строительства объектов. • Определение источников финансирования и составление плана финансирования капитального строительства.
12. Разработка финансового плана • Разработка плана расходов. • Разработка плана доходов. • Разработка плана распределения прибыли и образования фондов, формируемых из прибыли. • Определение источников финансирования. • Составление финансового плана организации.
13. Составление, оформление и заключение договоров, контрактов с другими организациями • Определение юридических, отгрузочных и платежных реквизитов. • Формирование предмета (содержания) договора. • Оформление необходимых приложений к договору: графиков поставки (отгрузки), графиков платежных этапов. • Разработка порядка и условий реализации договора. • Разработка порядка и условий изменения и расторжения договора. • Разработка особых организационных условий реализации договора, включая форс-мажорные ситуации.

 

Необходимо отметить, что в рамках организационно-экономической подготовки производства, по сути, решаются все задачи управления материальными ресурсами, техническими средствами и организационными условиями деятельности.