ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ

07.10.2011

Футурист. Титул Председателя земного шара.

Азбука ума.

Корнесловие – использование корней слов при различной игре слов. Попытка восстановить протоязык (прапамять человека). Например, негодяй – нехотяй.

Сочетание неологизмов с архаизмами.

Мифологическое сознание. Образы, модели, архетипы. Сочетание утопии (учение о счастье будущем) и эсхатологизма (учение о конце света).

Большое влияние со стороны философа Ник. Федорова, учеником которого был Циолковский. Идея строительства космических городов. Отказ от деторождения. Клонирование умерших. Космизм.

 

Поэзия Хлебникова тяготеет к эпике. Большие по объему произведения.

 

Известное произведение – поэма «Ладомир» (архаизм + неологизм), 1920-21 гг. Первое название – «Восстание».

Замки мирового торга (биржи, банки и другие ассоциации не с производством, а с денежными спекуляциями) однажды обратятся в пепел (идея у Достоевского в «Подростке»).

Речь о мировой революции.

В руках людей порох, чтобы взорвать дворцы («бросает судьбе перчатку вызова»).

Вместо красного знамени (знамя, обагренного кровью) – окровавленная рука.

Восстание, создающее новый мир.

Деление людей на творян (неологизм) и дворян (присваивающие).

«С трудомиром на шесте».

«Ладомира соборяне» (роман Лескова).

Трудящиеся восстанут.

Капиталисты – «короли продажи». Глаза им будут оставлены только для того, чтобы рыдать.

Революция (дело новых, возрожденных людей – строителей новой всемирной республики) противопоставлена войне (сопутствует человеческой цивилизации; изображение войны уже на наскальных рисунках).

«Язык любви над миром носится. И песня песней в небо просится».

Новая любовь, не старая.

Много мифологических мотивов. Отсутствие логического мышления для революционализации сознания.

«Пшеничный злак в рабочей руке с молотком» = пролетариат + крестьянство.

Хлебников – слишком эстет для футуристов.

Свобода – только в космическом масштабе. «Свободу пей из звездного стакана».

Земное сочетается с космическим. Человечество должно покорить космос. Нужно установить космический ладомир.

 

Сверхповесть «Зангези» (неологизм), 1920-22 гг.

Новый жанр придумывает: сочетание драматического, эпического и лирического жанров.

Обычное повествование соседствует с театрализованным, сценическим действием, диалогами.

Ориентация на сценическое воплощение (мистерии, агит-поезда).

Эстетство и заумь в повести.

Сочетаются разные исторические пласты и лица. Надерганы, соединены без смысла.

Несоединимые образы, характеры, без соединений. Мотивировки – ожидание психологической реакции читателей (сами будут соединять). Текст расширяется. Художник вступает в коммуникацию с читателем. Оживление текста.

От мифа к истории и публицистике.

Социальная утопия Хлебникова.

Построение социализма – дело не только партийных чиновников, но и дело души.

Свободный полет фантазии. Необычная звукопись.

Ощущение разрушения прошлого. Ожидание будущего.

Композиционное построение не окончательное в повести.

Рассказ – зодчество из слов.

Сверхповесть – эстетическая идея Хлебникова.

Стремление к чистоте формы при этом. Долго работал над формой. Содержание зависит от формы. Несколько плоскостей (строительство, объем) в сверхповести. Разные плоскости реальности:

1) Птицы: звуки – щебетание птиц, бессмысленное сочетание звуков.

2) Боги: имена разных богов. Перечисляются их вымышленные функции. Например, один гладит утюгом свою длинную бороду. Другой – смывает с лица копоть городов. Звукопись – в чистой форме также, лишенной какого-либо смысла. Ритмизация восприятия. Введение в гипнотическое состояние, кодирующее впечатление (a la сеансы Кашпировского).

3) Люди: Случайно вырванные прохожие, никак не соединенные. Без начала и без конца.

Всего в повести 21 плоскость (каббалистическое число).

Главный герой повести – человек-мудрец по имени Зангези. Пророк нового времени. Бабочка, залетевшая в комнату человеческой жизни. То есть ты бабочка, которой снится сон, где ты – философ. Или ты – философ, которому снится, что ты – бабочка.

Душа – европейский символ. По-гречески «психэ» - это и бабочка, и душа.

Трансформация, развитие. Одухотворение человеческой жизни. Идея превращения.

«Доски судьбы». Автор текста Зангези. Рассчитаны исторические циклы. Автор новой азбуки. Буквы и звуки – способ озвучивания пространства, оформления существования. Пространство озвучено, поэтому существует идея о творении мира словом. Определение звуков дается:

«эр» - точка, прорезавшая площадь;

«эль» - остановка широкой площади поперечно падающей точке.

Зангези говорит о революции, гражданской войне. Переосмысляет события как сочетания звуков и букв. Футуристический акт.

Звуки «р», «к», «л», «г» - воины азбуки, действующие лица прошедших дней, их богатыри.

Алгебра слов смешана с аршинами (пространство) и часами (время).

Четкая логика в звуках.

«К» - покой, закованность.

Всем будет «ка» - могила, всеобщий покой.

Звуки имеют свой «цвет».

Выражения бессвязные, без смысла совершенно:

«Бьюга водопада», «Бихорь седого потока».

18-я и 19-я плоскости – центральные – песня Зангези, посвященная революции. «Нарушение хронологии».

Зангези должен упорядочить мир, историю.

«Хороший плотник часов». Должен создать их заново. Разобрал часы человечества и поставил правильно стрелки.

Ведущая мифологема времени (a la у Ремизова – повелитель времени).

Эсхатологические мотивы. Старого времени больше не будет.

Образ революции связан с диким конем (конь и у Гоголя; у Некрасова – забитая кляча; у Щедрина – коняга; Есенин – жеребенок; Маяковский – кляча истории; у Достоевского также есть этот образ).

Призыв к мировой соцреволюции опять оформлен через звуки.

См. «Левый марш» Маяковского.

«Конницу звука взнуздает».

Диалог смеха и горя – конец повести.

Зангези бессмертен, а смех умер, кажется.

 

См. дореволюционные стихи Хлебникова.

Игра звуками также есть.

«Зыбка улыбка», «к устам я поднес».

«Мир – только усмешка, что теплится на устах повешенного».

«жар-бог… жар-бог»

«мы сидели вечер пья»

«в каждом взоре лед копья»