ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ
07.10.2011
Футурист. Титул Председателя земного шара.
Азбука ума.
Корнесловие – использование корней слов при различной игре слов. Попытка восстановить протоязык (прапамять человека). Например, негодяй – нехотяй.
Сочетание неологизмов с архаизмами.
Мифологическое сознание. Образы, модели, архетипы. Сочетание утопии (учение о счастье будущем) и эсхатологизма (учение о конце света).
Большое влияние со стороны философа Ник. Федорова, учеником которого был Циолковский. Идея строительства космических городов. Отказ от деторождения. Клонирование умерших. Космизм.
Поэзия Хлебникова тяготеет к эпике. Большие по объему произведения.
Известное произведение – поэма «Ладомир» (архаизм + неологизм), 1920-21 гг. Первое название – «Восстание».
Замки мирового торга (биржи, банки и другие ассоциации не с производством, а с денежными спекуляциями) однажды обратятся в пепел (идея у Достоевского в «Подростке»).
Речь о мировой революции.
В руках людей порох, чтобы взорвать дворцы («бросает судьбе перчатку вызова»).
Вместо красного знамени (знамя, обагренного кровью) – окровавленная рука.
Восстание, создающее новый мир.
Деление людей на творян (неологизм) и дворян (присваивающие).
«С трудомиром на шесте».
«Ладомира соборяне» (роман Лескова).
Трудящиеся восстанут.
Капиталисты – «короли продажи». Глаза им будут оставлены только для того, чтобы рыдать.
Революция (дело новых, возрожденных людей – строителей новой всемирной республики) противопоставлена войне (сопутствует человеческой цивилизации; изображение войны уже на наскальных рисунках).
«Язык любви над миром носится. И песня песней в небо просится».
Новая любовь, не старая.
Много мифологических мотивов. Отсутствие логического мышления для революционализации сознания.
«Пшеничный злак в рабочей руке с молотком» = пролетариат + крестьянство.
Хлебников – слишком эстет для футуристов.
Свобода – только в космическом масштабе. «Свободу пей из звездного стакана».
Земное сочетается с космическим. Человечество должно покорить космос. Нужно установить космический ладомир.
Сверхповесть «Зангези» (неологизм), 1920-22 гг.
Новый жанр придумывает: сочетание драматического, эпического и лирического жанров.
Обычное повествование соседствует с театрализованным, сценическим действием, диалогами.
Ориентация на сценическое воплощение (мистерии, агит-поезда).
Эстетство и заумь в повести.
Сочетаются разные исторические пласты и лица. Надерганы, соединены без смысла.
Несоединимые образы, характеры, без соединений. Мотивировки – ожидание психологической реакции читателей (сами будут соединять). Текст расширяется. Художник вступает в коммуникацию с читателем. Оживление текста.
От мифа к истории и публицистике.
Социальная утопия Хлебникова.
Построение социализма – дело не только партийных чиновников, но и дело души.
Свободный полет фантазии. Необычная звукопись.
Ощущение разрушения прошлого. Ожидание будущего.
Композиционное построение не окончательное в повести.
Рассказ – зодчество из слов.
Сверхповесть – эстетическая идея Хлебникова.
Стремление к чистоте формы при этом. Долго работал над формой. Содержание зависит от формы. Несколько плоскостей (строительство, объем) в сверхповести. Разные плоскости реальности:
1) Птицы: звуки – щебетание птиц, бессмысленное сочетание звуков.
2) Боги: имена разных богов. Перечисляются их вымышленные функции. Например, один гладит утюгом свою длинную бороду. Другой – смывает с лица копоть городов. Звукопись – в чистой форме также, лишенной какого-либо смысла. Ритмизация восприятия. Введение в гипнотическое состояние, кодирующее впечатление (a la сеансы Кашпировского).
3) Люди: Случайно вырванные прохожие, никак не соединенные. Без начала и без конца.
Всего в повести 21 плоскость (каббалистическое число).
Главный герой повести – человек-мудрец по имени Зангези. Пророк нового времени. Бабочка, залетевшая в комнату человеческой жизни. То есть ты бабочка, которой снится сон, где ты – философ. Или ты – философ, которому снится, что ты – бабочка.
Душа – европейский символ. По-гречески «психэ» - это и бабочка, и душа.
Трансформация, развитие. Одухотворение человеческой жизни. Идея превращения.
«Доски судьбы». Автор текста Зангези. Рассчитаны исторические циклы. Автор новой азбуки. Буквы и звуки – способ озвучивания пространства, оформления существования. Пространство озвучено, поэтому существует идея о творении мира словом. Определение звуков дается:
«эр» - точка, прорезавшая площадь;
«эль» - остановка широкой площади поперечно падающей точке.
Зангези говорит о революции, гражданской войне. Переосмысляет события как сочетания звуков и букв. Футуристический акт.
Звуки «р», «к», «л», «г» - воины азбуки, действующие лица прошедших дней, их богатыри.
Алгебра слов смешана с аршинами (пространство) и часами (время).
Четкая логика в звуках.
«К» - покой, закованность.
Всем будет «ка» - могила, всеобщий покой.
Звуки имеют свой «цвет».
Выражения бессвязные, без смысла совершенно:
«Бьюга водопада», «Бихорь седого потока».
18-я и 19-я плоскости – центральные – песня Зангези, посвященная революции. «Нарушение хронологии».
Зангези должен упорядочить мир, историю.
«Хороший плотник часов». Должен создать их заново. Разобрал часы человечества и поставил правильно стрелки.
Ведущая мифологема времени (a la у Ремизова – повелитель времени).
Эсхатологические мотивы. Старого времени больше не будет.
Образ революции связан с диким конем (конь и у Гоголя; у Некрасова – забитая кляча; у Щедрина – коняга; Есенин – жеребенок; Маяковский – кляча истории; у Достоевского также есть этот образ).
Призыв к мировой соцреволюции опять оформлен через звуки.
См. «Левый марш» Маяковского.
«Конницу звука взнуздает».
Диалог смеха и горя – конец повести.
Зангези бессмертен, а смех умер, кажется.
См. дореволюционные стихи Хлебникова.
Игра звуками также есть.
«Зыбка улыбка», «к устам я поднес».
«Мир – только усмешка, что теплится на устах повешенного».
«жар-бог… жар-бог»
«мы сидели вечер пья»
«в каждом взоре лед копья»