ФЕДОР СОЛОГУБ

04.10.2011

Поэт-символист. Темная сторона души. Нет ничего светлого, жизнеутверждающего. Воскресения не может быть по характеру самой судьбы. (У Соловьева мир теней, некий божественный идеал, абсолютная женственность).

Красота – тайна жизни. Должна быть. Только где?! Не видел. Вопль души.

Принцип психологического параллелизма им используется для построения стихотворения (из народных песен еще идет).

Тема серой жизни. «На серой куче сора…»

 

Роман ужасов, психологический «Мелкий бес», 1892 г. Колоссальная сенсация в свое время. Как художественное произведение не утратил своей ценности. Опубликован в 1907 г. целиком. Слишком революционный для своей эпохи.

Соединение мифологической и повседневной бытовой реальности.

 

Линия Ивана в «Братьях Карамазова» + «Двойник» Достоевского, «Черный монах» Чехова.

 

Реальный провинциальный быт – мелкий и пошлый. Описывается так сознательно. Мелкие пошлые людишки. Мелкий бес, «с насморком». Его власть не может оказаться во власти Люцифера.

Первые фразы кодируют восприятие.

Люди только кажутся радостными. Всё это иллюзия, сплошная имитация.

Герой – Ардальон Передонов. Смотрит на всё со стороны. Имя нарицательное «передоновщина» = обывательщина (как обломовщина). Олицетворение всего темного, страшного, зловонного, мелочно-пошлого, зловещего. Архетипическое лицо, герой, воплотивший актуальное бессознательной русской публики.

Полный комплекс неполноценности. Страшно желает сделать карьеру чиновника (инспектора училища). Орден хочет получить ужасно, прямо распирает его. Ему кажется, что его недооценивают, преследуют. Мания преследования. До такой степени, что боится отравления собственной сожительницей. Постоянно скулит и жалуется на врагов. Мелочность характера. Слабый человек. Мстит всему миру, но как?! Гадит в съемной квартире, где сам живет (чтобы нагадить хозяйке). Плюет на стены. Льет кофе на них, еду. Отрывает обои с гостями, это играют они так. Пакостят стены. (Великие же мстят, обличая пороки мира.)

Никаких мыслей у Передонова не было никогда. Книги никогда не читал. Его ничего не интересует. Сжигает книги в печке. Якобы запрещенная литература у него, что на самом деле не так. Вместо чтения играет в карты и мечтает о свободе. При этом пьет.

Эротические сны ему снятся. Гнусные и голые дамы всех карточных мастей.

Сам – школьный учитель. Интеллигент должен быть. Продолжение чеховского Беликова в своем роде. Правда, Беликов – идиот и подлец, которого все боялись (имел власть доносчика и стукача и все-таки некое величие личности, размах; энтузиазм в педагогической деятельности). Над Передоновым же все смеются. Слишком мелок. У него нет власти. Поэтому издевается над учениками. Ему нравится, когда мальчики плачут.

Пускает сплетню, что один мальчик в гимназии на самом деле девочка («Саша»). Нагнетает обстановку. Хоть никто ему не верит, начинают сомневаться все. Итог: Сашу Пыльников обследуют на предмет (медицинский осмотр). Ничего не подтверждается, конечно. Сплетня.

Полная паранойя. Портрет на стене подмигивает. Карточные фигуры ему улыбаются. Выкалывает им глаза.

Все заканчивается тем, что женится на своей любовнице дальней родственнице Варваре, которая его обманывает, а он ее не любит. Она убедила его, что у нее есть покровительница, которая может дать ему должность инспектора. Передонов не может отличить правду от вранья.

Начинает писать на всех доносы. Даже на карточных дам, что шушукаются за его спиной.

Карты и люди – все смешивается в одну массу.

Является ему чертик - недотыкомка. Сидит он под столом и хочет укусить Передонова, который баррикадирует двери в свою спальню мебелью. Жена и ее друг начинают смеяться над ним и подшучивать, подыгрывать («генерал Передонов, откройте дверь!»). Издеваются наглым образом, ржут над ним. Друг жены Володин врывается в комнату, и Передонов перерезывает ему горло.