II ЭТАП

К вам как к юристам обратился Константин Макарыч, дедушка несовершеннолетнего Вани Жукова. Просит он помочь вас своему внуку, определите, какие права Вани постоянно нарушаются. Вы узнали этих литературных персонажей? Какой русский писатель, и в каком литературном произведении рассказал нам о них?

Сейчас команды получат текст рассказа А.П. Чехова «Ванька», в котором вам нужно будет найти нарушения прав несовершеннолетнего Вани, противоречащие положениям Конвенции прав ребенка и современного российского законодательства. На выполнение задания вам отводится 4 минуты. После обсуждения, каждая команда должна передать 1 экземпляр карточки жюри. После этого вам предстоит устно пояснить свои ответы. Желательно, чтобы правонарушения были указаны по порядку, как они следуют по тексту.

Правильные ответы будут высвечиваться на экране по мере того, как вы будете отвечать.

 

Командам предлагается прочитать рассказ А.П. Чехова «Ванька».

«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался …..».

« ….А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (ремнем) за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...»

Ответы:

1. Грубое отношение к ребенку, применение мер физического и психического насилия.

А) мне была выволочка ;

Б) Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (ремнем);

В) хозяин бьет чем попадя;

Г) меня все колотят;

Д) А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался.

Е) А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают; - …и кушать страсть хочется….

Ж) Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу.

2. Унижение человеческого достоинства.

А) А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

Б) Подмастерья надо мной насмехаются.

3. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (заставляют красть), продажа спиртных напитков несовершеннолетним запрещена.

Подмастерья … посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы.

4. Эксплуатация детского труда. Ребенок должен иметь доступ к образованию.

… а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.