Тема № 18. Правовые основы семьи и брака.
Программный материал: Порядок и условия заключения брака и его прекращение. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Алиментные обязательства родителей и детей, супругов и бывших супругов и других членов семьи. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
· систематизировать знания учащихся по теме;
· проверить качество усвоения пройденного материала;
· закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
· воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.
Цели урока:
· студенты должны усвоить основные понятия урока;
· должны уяснить влияние семьи на развитие личности и общества;
· роль и значение семьи в современном обществе, роль каждого из супругов;
· функции семьи, тенденции ее развития.
обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака, изучить некоторые методы конструктивного решения семейных конфликтов;
развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умения работать и анализировать текст законов, получение социального опыта;
воспитательная – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, развитие интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Студенты должны иметь представление:о принципах государственной семейной политики в РФ
Студенты должны знать/понимать:
• права и обязанности супругов;
• ответственность гражданина как участника семейных правоотношений;
Студенты должны уметь:
• правильно употреблять основные правовые понятия и категории (брак, расторжение брака, усыновление, опёка, попечительство и др.);
• характеризовать порядок заключения и расторжения брачного контракта;
• объяснятьвзаимосвязь права и других социальных норм; основные условия прекращения брака;
• различать порядок рассмотрения споров в сфере семейных отношений;
• приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
Основные понятия: феминизм, законный режим имущества, договорный режим имущества, брачный договор.
Вспомогательные понятия: однокарьерная модель семьи, двухкарьерная модель семьи, имущественные права ребенка.
Самостоятельная работа студентов:
Темы для обсуждений и сочинений:
1. С чего начинается семья?
2. Только ли личное дело — семья, брак?
3. Брак церковный и брак гражданский.
4. Трудная должность — родители.
б. Чему дети могут научить родителей?
1. «Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью внуки — нищие» (японская пословица). Напишите маленькую статью о том, как вы поняли эту народную мудрость.
2. «В характере ее (женщины) природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания точность, терпение, настойчивость, любовь к детям — все это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине» (К.Ушинский). Попытайтесь (это относится как к девушкам, так и к юношам) проанализировать свой характер с этих позиций.
3. Нуждаются ли в заботе родители?
Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. Унамуно
Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Шопенгауэр
План: