Характеристика административных правоотношений. Виды административно-правовых норм и их особенности.

Административно-правовые отношения характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложен­ными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительны­ми функциями) у одной из сторон является необходимым условием воз­никновения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражда­нами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обяза­тельно, Т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта испол­нительной власти, обязана выполнить это требование независимо от сво­его желания. Поэтому административные отношения называют власте-отношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами го­сударственно-управленческой деятельности и, в конечном счете, является главным условием функционирования всего административно-государ­ственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть - подчинение» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчине­ния звена административной цепочки.

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает под­чинение воли участников совместной деятельности единой управляю­щей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доми­нирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей та­ких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полно­мочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административ­ные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

4. Административные отношения по своей сути являются органuзаци­онными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоис­полнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возни­кающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотноше­ниях. Существует особый административный порядок обжалования дей­ствий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-пра­вовых споров, разрешаемых судом.

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нор­мы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, наруши­тель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосред­ственно перед государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями по­нимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются адми­нистративно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятель­ности людей.

Виды административных отношений многообразны. Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. Без него управленческие от­ношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юриди­ческой форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практи­ке в исполнительном варианте государственную власть.

Виды административно-правовых норм:

1. По целевому назначению - регулятивные и охранительные.

2. По методу воздействия - обязывающие и запрещающие.

3. По пределам действия: а) действующие на определенной террито­рии; б) обязательные только для определенного круга лиц; в) внутриап­паратные; г) общеобязательные.

4. По юридической силе - имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа государственной власти, который принимает эти нормы. Напри­мер, нормативно-правовые акты, принимаемые областным Законода­тельным Собранием, имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной Думой.

5. По степени значимости - законные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы. Если административные нормы содержатся в норма­тивных актах органов исполнительной власти, например постановлени­ях Правительства РФ, они являются подзаконными.

6. По уровню обобщенности - общие и специальные. Например, на­рушение правил торговли - это общая норма, а нарушение правил тор­говли огнестрельным оружием - специальная норма. В случае несоответ­ствия общей и специальной норм при меняется специальная норма.

7. По характеру правового режима - материальные и процессуаль­ные. Большинство норм административного права являются материаль­ными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений. Процессуальные нормы оп­ределяют процедуру реализации прав и обязанностей, установленных ма­териальными нормами административного права.

Структура норм административного права аналогична структуре дру­гих отраслей права (гипотеза, диспозиция, санкция). Однако нормы адми­нистративного права имеют свою специфику.

Особенности норм административного права:

1. Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С одной стороны, они издаются для исполнения и применения их на практике, с другой - для регуляции и регламентации самого про­цесса правотворчества (например, нормы, устанавливающие порядок разработки и принятия законов, полномочия и статус органов государ­ственной власти и т. д.).

2. Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, т. е. представляют собой общие правила поведения принципи­альногo характера. Это значит, что они нуждаются в опосредовании их нормами более конкретных подзаконных актов, имеющих локальный характер и учитывающих особенности, а также специфику подразделе­ний, в которых эти нормы должны применяться.

3. Административно-правовые нормы содержат в себе правила поведе­ния, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти. Это не означает, что данные нормы носят чисто «аппаратный» характер. Они могут быть обращены как к отдельным гражданам, так и к общественным организациям. Но именно в силу своей направленности на реализацию целей исполнительной власти нормы административного права служат для обеспечения безопасности граждан, общества и государства, а также со­здают условия для реализации необходимых гражданских прав и свобод.

Реализация норм административного права осуществляется несколь­кими способами:

1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (напри­мер, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт).

2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании, субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет).

3. Использование. При использовании субъект сам принимает реше­ние, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя).

4. Применение. Состоит в принятии компетентными органами (упра­вомоченными лицами) юридически властных решений на основе дей­ствующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяй­ства имеет право применения санкций к нарушителям).

Нормы административного права обязательны для всех лиц, на ко­торых направлено их действие. В случае несоблюдения норм администра­тивного права наступает административная ответственность.