II . Изучение нового материала.

Тема урока № 12. ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

Возможно проведение ролевой игры «Выборы». В игре участвуют три группы уча­щихся: рядовые избиратели, представители политических партий и эксперты. Группа избирателей намечает круг вопросов, ответы на которые помогут им сделать выбор кандидата в депутаты. Представители политических партий определяют формы агита­ции. Эксперты оценивают готовность избирателя сделать верный выбор и эффективность партийной агитации. Главный урок этой игры будет состоять в признании, что для того, чтобы высшая власть народа стала реальной и эффектив­ной, нужно учиться быть избирателем.

План:

Ход урока:

I . Организационный момент.

Цель:

- создание благожелательной атмосферы, рабочего настроя, ситуации успеха

- приветствие, определение отсутствующих

- пожелание работать активно, целеустремленно.

Самое важное из политических прав – право на участие в управлении делами государства (ст.32). Его имеют все граждане, достигшие определённого возраста (в России – 18 лет). Перевалив этот возрастной рубеж, человек становится избирателем, при желании можно баллотироваться в местные органы власти, а через несколько лет – и в парламент (Федеральное Собрание) или участвовать в отправлении правосудия (быть, к примеру, заседателем).

Избирательное право «обслуживает» одно из краеугольных политических прав человека и гражданина - право участвовать в управлении своей страной. Когда речь идет о власти, о формировании ее органов, о переходе власти от одних людей (партий, политических сил и т. д.) к другим, создаются многочис­ленные проблемы, решить которые даже самому мудрому зако­нодателю порою не по силам. Люди, исповедующие диктатор­ские порядки и способы решения вопросов перераспределения власти, как правило, захватывают ее силой: выводят из казарм войска, выкатывают орудия, физически ликвидируют политиче­ских противников - и дело сделано ... В условиях же демократи­ческого режима проблемы прихода к власти решаются достаточ­но цивилизованно, без стрельбы, штурмов и иных кровопроли­тий. Тем не менее, и в этих условиях не всегда удается добиться реального народовластия: многое зависит от содержания полити­ческого наследия, форм и способов участия людей в выборах, от процедуры последних и т. д. Нередко на избирательные участки в большом количестве приходят активные группы людей, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе, а «вы­ражающие» сидят по домам, разочаровавшись в самой процеду­ре голосования.

Личное Отношение людей к Политике Противоречиво. Многие считают, что политика - Грязное дело и участвовать в политических играх стыдно. Другие убеждены, что если сознательные люди не будут активно заниматься политикой, в ней станут заправлять люди недостойные. При этом следует учитывать формы правления, в условиях которых человек окунается в политическую деятельность. Если мы живем в республике, суть которой - представительство народа в органах государственной власти, то участие в политической жизни (управлении страной) не только право (см. ст. 32 Конституции РФ), но и обязанность гражданина республики. Отказ от участия в выборах, например, большинства жителей страны способен парализовать государственную власть, приве­сти к анархии или диктатуре. Вот почему при всех республиканских режимах особое внимание обращалось на политическую активность большинства граждан. В то же время в демократи­ческих республиках власти не вправе заставлять граждан непре­менно участвовать в выборах, Выдвигать свою кандидатуру, скучать на предвыборных собраниях. Граждане сами должны решить, что им делать во время парламентских выборов, выбо­ров в местные органы власти, судей, в период проведения референдумов и т. д.

Так уж получается, что вне зависимости от отношения к Политике как таковой большинство населения все-таки выпол­няют свой гражданский долг - приходят на избирательные участки. Часть этого большинства представляет собой активных политиков, лидеров, которые решаются ступить в коридоры власти. Что представляет собой обычный, средний избиратель - член этого голосующего большинства - электората? Это чело­век, который, по меньшей мере, слушает политические коммен­тарии в теленовостях. А делает он это потому, что ему не вcё равно, кто находится у власти и как себя эти люди ведут. Правда, порою этот интерес к политическим делам перерастает в пустую болтливость. Однако для того, чтобы квалифицированно участвовать в политической жизни, недостаточно слушать теле- и радионо­вости, читать газеты и даже перемывать косточки политикам с друзьями, родственниками и соседями. Надо - и это главное ­научиться думать самостоятельно, делать выводы из получен­ной информации. Способность самостоятельно приходить к политическим решениям - основной элемент политической культуры чело­века. Чтобы обладать ею, не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Достаточно стремиться стать культурным человеком, в частности, в политическом отношении. Эта способность избавляет человека от жалкого удела быть игрушкой в руках недобросовестных политических деятелей, политиканов.

Посмотрим, из каких частей (помимо упомянутой выше) состоит политическая культура человека:

а) минимум политических знаний. Разумеется, политиче­ские знания надо пополнять всю жизнь;

б) положительное отношение к политике как роду челове­ческой деятельности, понимание ее важной роли в жизни общества;

в) готовность участвовать в политической деятельности в качестве либо активного политика (депутата, партийного ли­дера, администратора и т. д.), либо избирателя, участника референдумов, петиций, демонстраций. Часто политическая активность приводит людей в ряды какой-либо партии.

1. Является ли подача одного голоса реальным актом участия человека, его имеющего, в управлении своей страной?

Ответ: Является. Правда, доля участия одного человека в формировании властных структур в странах с многочисленным населением мала. Однако порою случаются такие ситуации, ког­да победа того или иного кандидата на выборах обеспечивается очень небольшим перевесом голосов «за» - 20, 50, 90 голосов. Тогда-то и становится очевидным большой смысл участия в вы­борах именно каждого гражданина.

 

2. Один избиратель рассказал: «Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже». Второй в ответ поведал: «А я тоже не знал, за кого голосовать. И ни за кого не стал опускать бюллетень». Поведение какого из этих избирателей кажется Вам политически более грамотным, зрелым?

Ответ: Более политически грамотным представляется поведение второго избирателя, который, не зная, за кого голосовать, отказался от участия в выборах.

 

1. Роль избирателя. Цель: Формирование понятия «избиратель»

Вопрос:

Каждый гражданин в зависимости от жизненной ситуации играет различные политические роли. Назовите, какие политические роли может играть гражданин? (депутат, участник митинга, избиратель)

Но депутатом может стать далеко не каждый, не каждый может оказаться среди участников митинга или возглавить какую-либо негосударственную политическую организацию. Однако у всех есть необходимый гарантированный Конституцией минимум политической деятельности, к нему относятся демократические выборы.

Задание: Прочитайте выдержку из Федерального закона, статью 4. ( Приложение 1)

Вопрос: 1.О каких политических правах говорится в Федеральном законе? (о праве участвовать в управлении государством, о праве избирать и быть избранным).

Задание: Откройте стр.11 Конституции РФ, прочитайте статью 32. [1]

Вопрос:

1.Подтверждаются ли наши политические права в Конституции РФ? (подтверждаются).
2.Как вы думаете, легко ли быть избирателем?