Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 52
в том числе:  
практические занятия 30
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26
Итоговая аттестация в форме экзамена  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныФармакология

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Введение в предмет. Общая рецептура Тема 1.1. Предмет, задачи, история фармакологии Содержание учебного материала
1. Предмет и задачи фармакологии. Основные этапы развития фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Определение фармакологии, как науки ее связь с другими медицинскими и биологическими дисциплинами. Краткий исторический очерк развития науки о лекарственных средствах. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии (И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии Н.П. Кравков. 2. Понятие о лекарственных веществах, лекарственных препаратах, лекарственных формах. Источники получения лекарственных веществ (сырье растительного, животного, минерального, бактериального происхождения, синтез). Пути изыскания и клинические испытания новых лекарственных средств. Государственная фармакопея (11 и 12 издание). Основные сведения об аптеке. Правила хранения и учета лекарственных средств в ЛПУ.  
Тема 1.2. Структура и значение рецепта Содержание учебного материала
1. Рецепт, определение и значение. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков и обязательные реквизиты оформления каждого из них. Общие правила составления рецепта. Части рецепта. 2. Обозначение доз и концентраций. Виды прописей. Принятые обозначения и сокращения, используемые при выписывании рецептов. Лекарственные формы, их классификация и основные особенности. Преимущества лекарственных форм промышленного производства.  
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента · изучение нормативной документации (приказов, информационных писем); · выполнение письменного домашнего задания по теме 2.1. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентации на тему «Особенности лекарственных форм». Аудиторная самостоятельная работа студента · проведение анализа структуры рецепта; · выполнение заданий по выписыванию рецептов (примеры различных лекарственных форм).   3,4
Аудиторная работа по разделу  
Раздел 2. Общая фармакология Тема 2.1. Основные понятия фармакокинетики и фармакодинамики Содержание учебного материала
1. Пути введения лекарственных средств, их особенности, преимущества и недостатки. 2. Всасывание лекарственных веществ при различных путях введения. Условия, определяющие всасывание вещества. Понятие о биодоступности, ее значение. 3. Понятие о распределении лекарственных веществ в организме, биотрансформация и пути выведения. Условия, определяющие протекание данных процессов. 4. Понятие о типовых механизмах действия лекарственных веществ. 5. Виды действия лекарственных веществ: местное, рефлекторное, резорбтивное, основное и побочное, прямое и косвенное. 6. Дозы и концентрации. Виды доз. Понятие о широте терапевтического действия. Особенности дозирования лекарственных средств детям и пожилым людям. 7. Зависимость действия лекарственных препаратов от возраста, индивидуальных особенностей организма, патологических состояний, индивидуальных и сезонных биологических ритмов.    
Тема 2.2. Взаимодействие лекарственных веществ. Эффекты при повторном применении Содержание учебного материала
1. Эффекты лекарственных веществ при их повторном применении (кумуляция, привыкание, тахифилаксия, физическая и психическая лекарственная зависимость, аллергические реакции). 2. Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и антагонизме, их практическое значение. Понятие о несовместимости лекарственных средств. 3. Побочное действие лекарственных средств. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие лекарственных веществ, виды специфической токсичности (гематотоксичность, гепатотоксичность, ототоксичность, нефротоксичность и т.д.). Действие лекарственных средств на плод.  
Практическое занятие. Тема: Основы общей фармакологии Форма проведения: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по темам 3.1, 3.2, 3.3 Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов: · Фармакокинетика как процесс и ее составляющие; · Всасывание и биологическая доступность; · Элиминация и экскреция лекарственных веществ; · Классификация доз; · Виды действия лекарственных веществ; · Эффекты при повторном применении лекарственных препаратов; · Взаимодействие лекарственных веществ.
  Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по темам 3.1, 3.2, 3.3 Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Лекарство и беременность», «Дозирование лекарств детям», «Лекарства и питание», «Непереносимость лекарственных средств», «Пути метаболизма лекарственных средств». Аудиторная самостоятельная работа студента · решение задач (расчет дозы для ребенка по массе тела, площади поверхности тела и возрасту, расчет почечного клиренса); · выполнение тестовых заданий.  
Аудиторная работа по разделу  
Раздел 3. Частная фармакология Тема 3.1. Антисептические и дезинфицирующе средства Содержание учебного материала    
1. Понятие об антисептическом и дезинфицирующем действии. 2. Галогеносодержащие препараты: хлорная известь, хлорамин Б и другие хлорсодержащие препараты, раствор йода спиртовой, раствор Люголя, йодинол, йодонат, «Йокс». Характеристика действия. Применение в медицинской практике. Побочные эффекты. 3. Окислители (раствор перекиси водорода, калия перманганат). Принцип действия. Применение в медицинской практике. 4. Соли металлов (ртути дихлорид, серебра нитрат, цинка сульфат, висмута сульфат). Противомикробные свойства солей и тяжелых металлов. Вяжущие и прижигающие действия. Практическое значение. Отравление солями тяжелых металлов. Помощь при отравлении солями тяжелых металлов. Применение унитиола.      
5. Препараты ароматического ряда: (фенол чистый, ихтиол, резорцин, деготь березовый). Особенности действия и применения в медицинской практике. 6. Препараты алифатического ряда: (спирт этиловый, раствор формальдегида и его производные). Практическое значение. Применение. 7. Производные нитрофурана: (фурацилин, фуразолидон). Свойства и применение в медицинской практике. 8. Красители (бриллиантовый зеленый, этакридина лактат, метиленовый синий). Особенности действия, применение в медицинской практике. 9. Детергенты. Противомикробные и моющие свойства. Применение препаратов: «Циригель», «Рооккал» и другие. 10. Кислоты и щелочи: (кислота борная, раствор аммиака). Антисептическая активность. Практическое значение. 11. Растительные средства: препараты календулы, ромашки, растительные уросептики. Самостоятельное изучение
Практическое занятие. Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства» Форма проведения: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по теме 4.1.1. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов: · Определения антисептического и дезинфицирующего действия. · Фармакологическая характеристика отдельных групп препаратов; · Особенности работы с дезинфицирующими средствами в условиях ЛПУ. 3. Решение задач (расчет концентрации дезрастворов).
  Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.1.1. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Правила работы с дезинфицирующими средствами», «Современные антисептики», «Антисептики растительного происхождения».   Аудиторная самостоятельная работа студента · решение задач (расчет концентрации дезинфицирующих средств); · коррекция рецептов.  
Тема 3.2. Химиотерапевтические средства. Антибиотики Содержание учебного материала
1. Определение и классификация химиотерапевтических средств. 2. Принципы химиотерапии. 3. Биологическое значение антибиоза. Принципы действия антибиотиков. Классификация современных антибиотиков по химической структуре, типу, спектру и механизму действия. 4. Правила разведения антибиотиков перед применением. 5. Пенициллины, фармакологическая характеристика и особенности применения (соли бензилпенициллина, бииллины, амоксициллин, оксациллин, амоксиклав). 6. Цефалоспорины, фармакологическая характеристика и особенности применения (цефалотин, цефалексин, цефаклор, цефтазидим, цефобид, цефтриаксон, цефипим). 7. Аминогликозиды, фармакологическая характеристика и особенности применения (стрептомицин, гентамицин, неомицин, канамицин, мономицин, амикацин, тобрамицин, нетромицин). Опасность неправильного применения гентаимцина. 8. Макролиды, фармакологическая характеристика и особенности применения (олеандомицин, азитромицин, рокситромицин, джозамицин).  
9. Тетрациклины, фармакологическая характеристика и особенности применения (тетрациклин, метациклин). 10. Линкосамиды, фармакологическая характеристика и особенности применения (линкомицин, клиндамицин). 11. Карбапенемы, фармакологическая характеристика и особенности применения (тиенам).  
Тема 3.3. Синтети- ческие противо- микробные средства Содержание учебного материала
1. Сульфаниламидные препараты, классификация, фармакологическая характеристика и особенности применения. 2. Противотуберкулезные средства, классиикация, фармакологическая характеристика и особенности применения. 3. Производные нитрофурана, фармакологическая характеристика и особенности применения. 4. Хинолоны, (налидиксовая к-та, пипемидиевая к-та, энтеросептол, интестопан) фармакологическая характеристика и особенности применения. 5. Фторхинолоны (антибиотики «последней надежды» - норфлоксацин, офлоксацин, ципрофлоксацин, спарфлоксацин, флероксацин), фармакологическая характеристика и особенности применения.
Практическое занятие. Тема: Антибиотики и синтетические противомикробные средства Форма проведения: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по темам 4.1.2 – 4.1.3. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов: · Классификация антибиотиков. · Механизмы, типы, спектры действия антибиотиков. · Бета – лактамные антибиотики, фармакологическая характеристика и особенности применения. · Антибиотики резервных групп, фармакологическая характеристика и особенности применения. · Противотуберкулезные препараты, фармакологическая характеристика и особенности применения.   3. Расчет доз антибиотиков на курс лечения и разовое применение.   Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · выполнение письменного домашнего задания по темам 4.1.2., 4.1.3. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «История открытия антибиотиков», «Пенициллины», «Побочные эффекты антибиотиков», «Гнойно-воспалительные заболевания».   Аудиторная самостоятельная работа студента: · Решение задач (расчет доз антибиотиков, ситуационные задачи); · Выписка рецептов; · Рубежный тестовый контроль.  
Тема 3.4. Противогрибковые средства. Содержание учебного материала
1. Определение и классификация противогрибковых средств. 2. Противогрибковые антибиотики – нистатин, леворин, натамицин, гризофульвин, амфотирецин –В, фармакологическая характеристика и особенности применения. 3. Производные имидазола – кетоконазол, клотримазол, фармакологическая характеристика и особенности применения. 4. Производные триазола – флуконазол, тербинафин, фармакологическая характеристика и особенности применения. 5. Препараты ундициленовой кислоты – «ундецин», «цинкундан», «микосептин», фармакологическая характеристика и особенности применения.  
Тема 3.5. Противовирусные средства Содержание учебного материала 0,5
1. Определение и классификация противовирусных средств. 2. Противогерпетические средства, (ацикловир, фенистил пенцивир) фармакологическая характеристика и особенности применения. 3. Препараты, ингибирующие репликацию ВИЧ, (зидовудин) фармакологическая характеристика и особенности применения. 4. Препараты интерферонов, (интерферон человеческий лейкоцитарный, виферон, гриппферон) фармакологическая характеристика и особенности применения. 5. Разные противовирусные средства (арбидол, оксолин), фармакологическая характеристика и особенности применения.
Практическое занятие. Тема: Противогрибковые средства. Противовирусные средства   Форма проведения: комбинированное практическое занятие 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по темам 4.1.4., 4.1.5., 4.1.6., 4.1.7. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение вопросов применения противогрибковых и противовирусных средств в медицинской практике. 3. Выписка рецептов на препараты данных групп.  
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · Выполнение письменного домашнего задания по темам 4.1.4., 4.1.5., 4.1.6., 4.1.7. Методических указаний к изучению курса. · Подготовка презентаций на темы: «Лечение кандидамикозов», «Лечение онихомикозов», «Препараты интерферонов». Аудиторная самостоятельная работа студента: · Выписка рецептов на препараты данных групп.    
Тема 3.6. Противопаразитарные средства Содержание учебного материала 0,5
1. Определение и классификация противопаразитарных средств (противогельминтные и противопротозойные средства). 2. Средства для лечения амебиаза, (эметина гидрохлорид) фармакологическая характеристика и особенности применения. 3. Средства для лечения трихомониаза,(трихомонацид) фармакологическая характеристика и особенности применения. 4. Средства для лечения лямблиоза, (метронидазол) фармакологическая характеристика и особенности применения. 5. Противомалярийные средства, (хингамин, лоридин, акрихин) фармакологическая характеристика и особенности применения. 6. Средства для лечения кишечных гельминтозов, (левамизол, альбендазол, пирвиния памоат, мебендазол, тыквеол) фармакологическая характеристика и особенности применения. 7. Средства для лечения внекишечных гельминтозов, (битионол, празиквантель) фармакологическая характеристика и особенности применения.  
Тема 3.7. Противоопухолевые средства Содержание учебного материала Самостоятельное изучение
1. Классификация средств для лечения злокачественных новообразований. 2. Алкилирующие агенты, (эмбихин, сарколизин, циклофосфан, миелосан) фармакологическая характеристика и особенности применения. 3. Антиметаболиты, (метотрексат, фторурацил, меркаптопурин) фармакологическая характеристика и особенности применения. 4. Растительные средства,(винбластин, винкристин) фармакологическая характеристика и особенности применения. 5. Противоопухолевые антибиотики, (рубомицин, оливомицин) фармакологическая характеристика и особенности применения.
Темы 3.4 -3.7: нет практических занятий, но запланирована внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
  Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · Выполнение письменного домашнего задания по темам 4.1.4., 4.1.5., 4.1.6., 4.1.7. Методических указаний к изучению курса. · Подготовка к рубежному тестовому контролю по темам блока «Химиотерапевтические средства».    
Тема 3.8. Средства, влияющие на афферентную иннервацию. Содержание учебного материала
1. Определение и классификация средств, действующих в области чувствительных нервных окончаний. 2. Местноанестезирующие средства. Прокаин (новокаин), тетракаин (дикаин), ксикаин (лидокаин), бензокаин (анестезин), ультракаин (артикаин). Общая характеристика. Виды местной анестезии. Сравнение местных анестетиков по активности, длительности действия, токсичности. Применение при различных видах анестезии. 3. Вяжущие средства.Танин, кора дуба, танальбин, висмута нитрат основной, викалин, Де-нол, ксероформ, дерматол. Общая характеристика. Практическое значение. Применение. 4. Адсорбирующие средства. Уголь активированный, магния силикат, глина белая, полифепан, полисорб, энтеросгель. Принцип действия. Применение в медицинской практике. 5. Обволакивающие средства. Слизь из крахмала, семян льна. Принцип действия. Применение. 6. Раздражающие вещества. Препараты, содержащие эфирные масла: (ментол, раствор аммиака, горчичники, масло эфкалиптовое, терпинтиное, гвоздичное, камфора, валидол). Препараты, содержащие яды пчел: (апизатрон) и яды змей (випросал, випратокс). Препараты спиртов: (нашатырный спирт, муравьиный спирт, этиловый спирт). Рефлекторные действие раздражающих средств. Понятие об отвлекающем эффекте. Применение.  
Практическое занятие. Тема: Местноанестезирующие средства Форма проведения: комбинированное практическое занятие 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по теме 4.2.1. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов: · Классификация местных анестетиков. · Средства для различных видов анестезии, характеристика и особенности применения. · Адсорбирующие средства, применение в медицинской практике. · Вяжущие средства, особенности действия и применения. · Обволакивающие средства, особенности применения при отравлениях. · Раздражающие средства, особенности применения. 3. Выписка рецептов на препараты группы.    
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.2.1. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Современные местноанестезирующие средства», «Побочные эффекты местных анестетиков». Аудиторная самостоятельная работа студента: · выписывание рецептов на препараты данной группы.      
Тема 3.9. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию Содержание учебного материала
1. Определение и классификация средств, действующих на эфферентную нервную систему. 2. М-холиномиметики (пиликарпина гидрохлорид, ацеклидин). Применение в медицинской практике, побочные эффекты. 3. Н-холиномиметики (цититон, лобелина гидрохлорид, «Табекс», «Анабазин», «Никоретте»). Общая характеристика. Применение, особенности действия. Токсическое действие никотина. Применение препаратов цитизина и лобелина для борьбы с курением. 4. Антихолинэстеразные средства (прозерин, физостигмин, неостигмин). Механизм действия. Основные фармакологические эффекты. Применение в медицинской практике. Токсическое действие фосфорорганические соединений, принципы лечения отравлений. 5. М-холиноблокаторы (атропина сульфат, настойка и экстракт красавки, платифиллина гидротартрат, метацин, гоматропина гидробромид). Применение. Токсическое действие атропина. 6. Ганглиоблокаторы (бензогексоний, пентамин, гигроний). Принцип действия. Применение. Побочные эффекты. 7. Курареподобные вещества (тубокурарин хлорид, дитилин). Общая характеристика. Применение. 8. Адреналин и норадреналин. Сравнительная характеристика и особенности применения. 9. Альфа- адреномиметики (мезатон, нафтизин, изадрин,). Принцип действия. Применение. 10. Бета- адреномиметики (изадрин, салбутамол, фенотерол). Принцип действия. Применение. Побочные эффекты. 11. Адреноблокаторы. Характер действия. Применение. Принцип действия. Влияние на сердечно-сосудистую систему. Применение. Побочные эффекты. 12. Симпатолитики (резерпин, октадин, раунатин). Принцип действия. Применение. Побочные эффекты.  
Практическое занятие. Тема: Средства, влияющие на эфферентную иннервацию Форма проведения занятия: учебная конференция. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по теме 4.2.2. Методических указаний к изучению курса. Презентация докладов по заявленным темам конференции (группа из двух-трех студентов – одна презентация).
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.2.2. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций докладов на темы: «М-холиномиметики и М-холиноблокаторы в офтальмологии», «Препараты для борьбы с курением», «Препараты беладонны», «Аналоги атропина в медицинской практике», «Ганглиоблокаторы и симпатолитики в терапии гипертонической болезни», «Фармакология адреналина», «Бета-адреномиметики в терапии бронхиальной астмы». Аудиторная самостоятельная работа студента обсуждение докладов.  
Тема 3.10. Средства, влияющие на центральную нервную систему Содержание учебного материала    
1. Определение и классификация наркозных средств. 2. Средства для ингаляционного и неингаляционного наркоза. Сравнительная характеристика. Особенности применения и побочные эффекты. 3. Снотворные средства. Определение и классификация. Принцип действия и влияние на структуру сна. Характеристика агонистов бензодиазепиновых рецепторов (нитразепам, лоразепам, оксазепам). Побочные эффекты снотворных. 4. Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства. Классификация препаратов. Механизмы действия. Применение, побочные эффекты и противопоказания.    
5. Психотропные средства. Определение и классификация. 6. Нейролептики. (аминазин, галоперидол, трифтазин). Общая характеристика. Антипсихотические свойства. Потенцирование наркотических и болеутоляющих средств. Применение нейролептиков. Побочные эффекты. 7. Транквилизаторы. (Диазепам, нозепам, сибазон, феназепам, нитразепам). Общая характеристика. Фармакологическое действие. Применение. Побочные эффекты. 8. Седативные средства. Бромиды, растительные и комбинированные препараты. Общие показание к применению, возможные побочные эффекты. 9. Антидепрессанты. (Ниаламид, имизин, амитриптилин, флуоксетин, моклобемид). Общее представление о средствах, применяемых для лечения депрессивных состояний. 10. Аналептики (Кофеин – бензоат натрия, кордиамин, этимизол, камфора, сульфокамфокаин). Общая характеристика действия аналептиков на центральную нервную систему. Стимулирующее влияние на дыхательные и сосудодвигательные центры. Применение. 11. Психостимуляторы (Сиднокарб, сиднофен, кофеин). Фармакологические эффекты, общие показание к применению, побочные действие. 12. Ноотропные средства (пирацетам, аминалон, акатинол мемантин, винпоцетин, пикамилон, инстенон, актовегин). Особенности действия, отличия от психостимуляторов. Применение. 13. Адаптогены. Определение, классификация, общие свойства. (Препараты элеутерококка, женьшеня, алоэ, пантокрин, стекловидное тело, солкосерил, ФИБС, апилак, бемитил, бромантан, препараты прополиса). Показания к применению. 14. Противосудорожные средства. Определение и классификация. Противоэпилептические средства (фенобарбитал, производные вальпроевой кислоты, ламотриджин). Особенности действия и применения. 15. Противопаркинсонические средства (метилдофа, леводопа, наком, мадопар, циклодол). Особенности действия и применения.  
Практическое занятие. Тема: Наркозные и противосудорожные средства Форма проведения занятия: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по темам 4.2.3. – 4.2.4. Методических указании к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов темы: · Определение и классификация наркозных средств; · Общая характеристика средств для ингаляционного наркоза; · Общая характеристика средств для неингаляционного наркоза; · Определение и классификация противосудорожных средств; · Общая характеристика противоэпилептических средств; · Общая характеристика противопаркинсонических средств.
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · выполнение письменного домашнего задания по темам 4.2.3., 4.2.4. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «История открытия наркоза», «Паркинсонизм и его лечение». Аудиторная самостоятельная работа студента: · выписывание и коррекция рецептов на препараты противосудорожной группы.    
Практическое занятие. Тема: Наркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.2.8. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Лекарственные растения с анальгетическим действием», «Социальные аспекты наркомании», «Острое отравление анальгетиками», «НПВС в детской практике». Аудиторная самостоятельная работа студента: · выписывание и коррекция рецептов на препараты противосудорожной группы; · решение ситуационных задач (подбор анальгетиков и НПВС).    
     
Практическое занятие. Тема 3.11: Средства, влияющие на функции органов дыхания Форма проведения занятия: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по теме 4.3.1. Методических указании к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов темы: · Классификация средств, влияющих на функции органов дыхания; · Общая характеристика противокашлевых средств; · Общая характеристика отхаркивающих средств; · Общая характеристика бронхолитических средств. 3. Решение ситуационных задач.   Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.3.1.. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Лечение бронхиальной астмы», «Хроническая обструктивная болезнь легких», «Противокашлевые и отхаркивающие средства». Аудиторная самостоятельная работа студента: · решение ситуационных задач (определение препаратов); · выписывание рецептов на препараты группы.  
Тема 3.12. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему Содержание учебного материала    
1. Сердечные гликозиды (дигоксин, целанид, строфантин К, коргликон) 2. Растения, содержащие сердечные гликозиды. Избирательное действие сердечных гликозидов на сердце. Влияние на силу и ритм сердечных сокращений, проводимость, автоматизм. Эффективность при сердечной недостаточности. Различия между отдельными препаратами. Токсическое действие сердечных гликозидов и меры по его предупреждению. 3. Противоаритмические средства (хинидина сульфат, новокаинамид лидокаин (ксикаин), анаприлин, верапамил, нифедипин, аймалин). Фармакологическая характеристика. 4. Антиангинальные средства, определение и классификация. 5. Средства, применяемые при коронарной недостаточности (нитроглицерин, анаприлин, верапамил, нифедипин, дилтиазем). Фармакологическая характеристика. 6. Средства, применяемые для купирования и предупреждения приступов стенокардии. Принцип действия и применения нитроглицерина. Препараты нитроглицерина длительного действия – сустак – форте, нитрогранулонг и др. Использование при стенокардии β-адреноблокаторов, блокаторов кальциевых каналов. 7. Гипотензивные (антигипертензивные) средства. Определение и классификация. Клофелин, метилдофа, резерпин, анаприлин, метопролол, бисопролол, талинолол, лабеталол, дихлотиазид, каптоприл, эналаприл, лозартан. Особенности гипотензивного действия симпатоликов и адреноблокаторов. Гипотензивные средства миотропного действия. Применение при гипертонической болезни диуретических средств. Комбинированное применение гипотензивных препаратов. Побочные эффекты и противопоказания. 8. Средства для купирования гипертонического криза. Особенности действия и применения. 9. Гиполипидемические средства, определение, классификация и общая характеристика.
Практическое занятие. Тема: Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему Форма проведения практического занятия: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка домашнего письменного задания по темам 4.3.2., 4.3.3., 4.3.4. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов темы: · Сердечные гликозиды, классификация и общая характеристика; · Отравление сердечными гликозидами и меры помощи; · Антиангинальные средства, классификация и принципы применения; · Общая характеристика препаратов группы нитроглицерина; · Адреноблокаторы в терапии сердечно-сосудистых заболеваний. 3. Тестовый контроль (антиаритмические средства).  
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по темам 4.3.2., 4.3.3., 4.3.4. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Профилактика и лечение атеросклероза», «Фармакотерапия гипертонической болезни», «Медикаментозная помощь при инфаркте миокарда». Аудиторная самостоятельная работа студента: · решение ситуационных задач (определение препаратов); · тестовый контроль.    
Тема 3.13. Средства, влияющие на функции почек   Содержание учебного материала
1. Диуретики. Определение и классификация. 2. Петлевые диуретики. Фуросемид, фармакологическая характеристика. 3. Тиазидные диуретики. Гипотиазид, дихлотиазид, фармакологическая характеристика. 4. Осмотические диуретики. Мочевина, маннит, фармакологическая характеристика. 5. Калий-магнийсберегающие диуретики. Верошпирон, триамтерен, амилорид, фармакологическая характеристика.  
Тема 3.14. Средства, влияющие на функции органов пищеварения 1. Средства, влияющие на аппетит (настойка полыни, дезопимон, амфепрамон, сибутрамин, флуоксетин). 2. Применение лекарственных средств при пониженном аппетите и алиментарном ожирении. 3. Средства, применяемые при недостаточности секреции желез желудка (сок желудочный натуральный, пепсин). Антацидные средства. Принцип действия. Комбинированные препараты (магния сульфат, алюминия гидроокись, «Альмагель», «Фосфалюгель», гастал, «Маалокс»). 4. Блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов (ранитидин, циметидин, фамотидин). Особенности действия. 5. Ингибиторы протонной помпы (омепразол, лансопразол, пантопразол). Особенности действия. 6. Гастропротекторы. Препараты висмута, сукральфат. Особенности действия. 7. Средства, способствующие образованию и выделению желчи (таблетки «Аллохол», магния сульфат, папаверина гидрохлорид, но-шпа, кислота дегидрохолиевая, холензим, оксафенамид, холагол, фламин, танацехол, холосас, экстракт кукурузных рылец).
    8. Ферментные препараты при хроническом панкреатите и энтеритах (фестал, мезим). 9. Слабительные средства (магния сульфат, масло касторовое, порошок корня ревеня, форлакс, бисакодил, сенаде, регуакс, глаксена). Принцип действия и применение солевых слабительных. 10. Антидиарейные средства (холестерамин, лоперамида гидрохлорид, смекта). Особенности действия.  
Практическое занятие. Тема: Средства, влияющие на функции органов пищеварения Форма проведения занятия: учебная конференция. 1. Входной контроль знаний: проверка домашнего письменного задания по теме 4.3.6. Методических указаний к изучению курса. 2. Презентация докладов на заявление темы (группа 2-3 студента – одна презентация).
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.3.6. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций докладов на темы: «Препараты для коррекции аппетита: мифы и реальность», «Антихеликобактерная терапия», «Антациды и их свойства», «Лечение язвенной болезни желудка», «Диетотерапия гастритов», «Ферментные препараты», «Желчегонные средства», «Терапия диареи».   Аудиторная самостоятельная работа студента: обсуждение докладов.  
Тема 3.15. Средства, влияющие на обменные процессы Содержание учебного материала
1. Гормональные препараты, определение, классификация. Механизмы действия. Понятие об «обратной связи». 2. Препараты гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин, соматотропин). Особенности действия и применения. 3. Препараты гормонов задней доли гипофиза (окситоцин, вазопрессин) их влияние на функции и сократительную активность миометрия. 4. Препараты гормонов щитовидной железы. Влияние на обмен веществ. Применение. Антитиреоидные средства, принцип действия, применение. 5. Препараты инсулина. Влияние на углеводный обмен. Применение. Помощь при передозировке инсулина. Препараты инсулина длительного действия. Синтетические гипогликемические средства (бутамид). 6. Глюкокортикоиды. Противовоспалительное и противоаллергическое действие. Влияние на обмен углеводов и белков. Применение. Побочные эффекты и меры их предупреждения. 7. Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители. Эстрогенные и гестагенные препараты их практическое значение. Показания к применению в медицинской практике. Принцип действия контрацептивных средств, назначаемых внутрь. Возможные побочные эффекты. 8. Препараты мужских половых гормонов. Показания и противопоказания к применению. 9. Классификация препаратов витаминов. 10. Роль витаминов группы В в обмене веществ. Влияние на нервную систему, сердечную систему, желудочно-кишечный тракт, кровотворение, эпителиальные покровы. Показания к применению отдельных препаратов (тиамина хлорид, рибофлавин, цианокобаламин, фолиевая кислота).  
11. Кислота аскорбиновая. Участие в окислительно-восстановительных процессах. Влияние на проницаемость капиляров. Применение. Возможные побочные эффекты. Аскорутин. 12. Ретинола ацетат. Влияние на эпителиальные покровы. Участие в синтезе эрительного пурпура. Применение. Возможность гипервитаминоза. 13. Эргокальциферол. Влияние на обмен кальция и фосфора. Применение. Возможность развития гипервитаминоза. 14. Токоферола ацетат, действие и применения в медицинской практике. 15. Поливитаминные препараты, применение с учетом совместимости.  
Практическое занятие. Тема: Препараты гормонов и их аналогов Форма проведения занятия: комбинированное практическое занятие 1. Входной контроль знаний: проверка домашнего письменного задания по темам 4.3.7. – 4.3.8. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов темы: · Определение и классификации гормональных препаратов; · Препараты гормонов гипофиза, особенности действия и применения; · Препараты гормонов щитовидной железы, особенности действия и применения; · Препараты инсулина, особенности действия и дозирования; · Препараты гормонов коры надпочечников, особенности действия и применения; · Препараты гормонов половых желез, особенности действия и применения. 3. Решение задач (расчет доз инсулина при разных стадиях диабета, режимах питания и возрасте пациентов).
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по темам 4.3.7. – 4.3.8. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Гипертиреоз и его лечение», «Пероральные контрацептивы», «Синтетические противодиабетические средства», «Анаболические стероиды».   Аудиторная самостоятельная работа студента: Решение задач (расчет доз инсулина при разных стадиях диабета, режимах питания и возрасте пациентов).  
Тема 3.16. Средства, влияющие на систему крови Содержание учебного материала
1. Средства, влияющие на гемопоэз. Определение и классификация. Средства, влияющие на эритропоэз (железо восстановленное, ферковен, феррум-лек, гемофер, кислота фолиевая, цианокобаламин). Терапевтическое действие препаратов железа при анемиях. Применение цианокобаламина и кислоты фолиевой, побочные эффекты, противопоказания. 2. Средства, влияющие на гемостаз. Определение и классификация. 3. Средства, способствующие свертыванию крови - коагулянты (викасол, фибриноген, тромбин). Механизм действия викасола. Применение. Использование при кровотечениях препаратов кальция (кальция хлорид). 4. Классификация антикоагулянтов. Гепарин и низкомолекулярные гепарины. Принцип действия. Скорость наступления и продолжительность действия. Влияние на биосинтез протромбина. Применение, побочные эффекты.  
5. Средства, влияющие на фибринолиз (фибринолизин, стрептокиназа, стрептодеказа) 6. Вещества, угнетающие фибринолиз (аминокапроновая кислота, контрикал, трасилол). Применение. 7. Плазмозамещающие средства, определение и классификация. Применение плазмозамещающих средств и солевых растворов (изотонический раствор натрия хлорида, полиглюкин, реополиглюкин) в медицинской практике. 8. Коллоидные растворы дезинтоксикационного действия, пути ведения, показания к применению. 9. Коллоидные растворы гемодинамического действия - раствор альбумина, полиглюкин, реополиглюкин, пути введения, показания к применению. 10. Кристаллоидные растворы (растворы глюкозы изотонический и гипертонический, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, Дисоль, Трилоль, Лактосоль, Регидрон и др.), пути их введения. Показания к применению.  
Практическое занятие. Тема: Средства, влияющие на гемопоэз и гемостаз Форма проведения занятия: комбинированное практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка домашнего задания по теме 4.3.10 Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов темы: · Определение и классификация средств, влияющих на гемопоэз. · Препараты железа, общая характеристика. · Препараты, применяемые для лечения гиперхромных анемий, общая характеристика. · Определение и классификация средств, влияющих на гемостаз. · Общая характеристика антикоагулянтов. · Общая характеристика гемостатиков.
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента: · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.3.10 Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Лечение железодефицитных анемий», «Фармакология фолиевой кислоты», «Гепарин», «Кровоостанавливающие растения».   Аудиторная самостоятельная работа студента: Выписывание рецептов на препараты группы.    
Тема 3.17. Противоаллергические средства. Иммунокорректоры Содержание учебного материала
1. Противоаллергические средства. Определение и классификация. 2. Блокаторы гистаминовых рецепторов. Димедрол, дипразин, фенкарол, тавегил, диазолин, лоратадин, дезлоратадин. Особенности действия и применения. 3. Применение кромолин-натрия, глюкокортикоидов и адреномиметиков в качестве противоаллергических средств. 4. Иммунокорректоры, определение и классификация. Принципы иммунотерапии и иммунопрофилактики. 5. Препараты, полученные из центральных органов иммунной системы (тималин, тактивин). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. 6. Препараты интерферонов. Интерферон человеческий лейкоцитарный, виферон, гриппферон, офтальмоферон, генферон. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.  
7. Препараты индукторов интерферонов (полудан, циклоферон). Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. 8. Синтетические иммунокорректоры. Ликопид, деринат. Особенности применения.
Практическое занятие. Тема: Средства инфузионной терапии   Форма проведения практического занятия: комбинированное практическое занятие 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по теме 4.3.11. Методических указаний к изучению курса. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов темы: · Определение и классификация плазмозамещающих средств; · Общая характеристика дезинтоксикационных растворов; · Общая характеристика гемодинамических растворов; · Общая характеристика растворов кислотно-основного равновесия. 3. Решение ситуационных задач (расчет объема инфузии при различных патологических состояниях).
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.3.11. Методических указаний к изучению курса; · подготовка презентаций на темы: «Инфузионная терапия при шоке», «Лечение обезвоживания», «Средства для парентерального питания». Аудиторная самостоятельная работа студента: Решение задач (расчет объема инфузии при различных патологических состояниях).    
Практическое занятие. Тема: Оказание помощи при отравлении лекарственными средствами Форма проведения занятия: игровое практическое занятие. 1. Входной контроль знаний: проверка письменного домашнего задания по теме 4.3.13 Методических указаний. 2. Моделирование ситуаций по отравлению лекарственными средствами и оказанию помощи (снотворные средства, наркотические анальгетики, органические нитраты и их производные, сердечные гликозиды, ФОС).
Самостоятельная работа обучающихся Внеаудиторная самостоятельная работа студента:   · выполнение письменного домашнего задания по теме 4.3.13. Методических указаний к изучению курса; · подготовка проблемных ситуаций по отравлению лекарственными препаратами; Аудиторная самостоятельная работа студента: · моделирование и решение проблемных ситуаций по отравлению лекарственными препаратами (группа из 3 студентов разыгрывает ситуацию, остальные – оказывают помощь).  
 
Аудиторная работа по разделу  
Аудиторная работа по дисциплине  

 

 

Уровни освоения учебного материала:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных и ситуационных задач);

4.–творческий (выполнение заданий, требующих интерпретации информации с изложением видения автора).