Сущность права, его признаки и функции.

Принципы права.

Соотношение права и морали.

Сущность права, его признаки и функции.

 

В своих взаимоотношениях с объектами природы, с государством и друг с другом люди используют большое разнообразие определенных норм: ритуалы (торжественные мероприятия), обряды (символические действия), мифы (сказки, легенды, былины), обычаи и традиции (определенные правила поведения сложившиеся исторически), религиозные нормы, моральные нормы (правила поведения установленные в данном обществе), правовые нормы.

Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязанностями и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Право возникает на определенном этапе развития истории с появлением письменности (примерно 5000 лет назад), устные правовые нормы получают свое закрепление в письменной форме в первых законах Верховной власти (например, законы Вавилонского царя Хаммурапи, XVIII век до нашей эры.).

Право характеризуется рядом специфических признаков:

1. Право состоящее из норм, т.е. из правил поведении, которые являются обязательствами.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме, т.е. закреплены в нормативных актах или других юридических документах.

4. Юридические нормы отличаются четкостью и определенностью.

5. Нормы права образуют единую систему и действуют во взаимосвязи.

Выделяют три основные формы или источники права:

1. Обычай - самый древний источник права.

2. Юридический прецедент - результат юридической практики, т.е. решение по конкретному судебному делу ставшие образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

3. Нормативный акт, т.е. законы, на основании которых принимаются судебные или административные решения.

Основным источником права является конституция, которая содержит основные принципы всей системы права.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на 2 большие группы: законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные акты принятые в особом порядке органами законодательной власти и обладающие высшей юридической силой. На основе действующих законов разрабатываются и принимаются подзаконные акты - это указы президента РФ, постановление РФ, решение органов власти субъектов РФ и решение местных органов власти.

Внутренняя структура права (система права) выражается в делении права на отрасли: конституционное, административное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, финансовое и т.д.

Право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право — это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И. Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобода размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начинается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы.

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы считают, что субъективное — это объективное, пропущенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общественных объединений, законодательная регламентация и контроль избирательных кампаний, референдумов и т. д.). Говоря о связи права и политики, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится нелегитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.

Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права — воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

2. Соотношение права и морали. Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т. д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право — это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль — это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право — только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т. п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

3. Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении гражданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жительства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ от 22 ноября 1991 г., этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей — суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граждан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязанность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним та как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий пособии, выделения жилья, определения меры наказания и т. д.).

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедливости и др.

Общие выводы. Государство и право друг без друга не могут существовать. Между ними имеется функциональная связь. Государство определяет право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:

Практикум по теме: Право в системе нормативного регулирования

1. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в:

1) газете «Московский комсомолец»

2) журнале «Собрание законодательства»

3) газете «Экономика и жизнь»

4) журнале «Законодательство»

2. Отрицательное отношение к праву обозначается термином:

1) Правовой инфантилизм

2) Правовой нигилизм

3) Правовой агностицизм

4) Правовой абсентеизм


Урок. 4. Тема: Формы (источники) права.

(дата проведения: 08-14.09.2013)

Содержание учебного материала:

В результате изучения темы студент должен:

знать/ понимать:

- понятие и виды социальных норм;

- признаки, принципы и функции права.

- соотношение права и морали.

Основные понятия:

 

Литература:

II. Лекция по теме «Формы (источники права)»:

План:


Урок. 5. Тема: Правовая норма.

(дата проведения: 15-21.09.2013)

Содержание учебного материала:

В результате изучения темы студент должен:

знать/ понимать:

- понятие и виды социальных норм;

- признаки, принципы и функции права.

- соотношение права и морали.

Основные понятия:

 

Литература:

II. Лекция по теме «Правовая норма»:

План: