Принципы права.

Соотношение права и морали.

Сущность права, его признаки и функции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:

Практикум по теме: Действие права в системе общественных отношений.

1. Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против принципов свободы». Итальянский историк и поэт Карло Ботта утверждал: «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». Сопоставьте эти высказывания. Какое кажется вам правильным? Почему?

2. Право — совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, универсальный регулятор общественных отношений. В чем состоит универсальность права?

3. Право выступает в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Определите среди приведенных ниже форм права некоторые из перечисленных выше:

договор об аренде помещения—

Уголовный кодекс—

решение судьи на основе решения по аналогичному делу в прошлом—

фиксация нравственной нормы как нормы закона—


5. В соответствующих графах приведите краткие примеры общественных отношений, регулируемых нормами тех или иных отраслей права:

Гражданское право Трудовое право Уголовное право Семейное право
       

6. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» (В. Соловьев, русский философ). Как оценить позицию философа?

а) Она пессимистична, потому что Соловьев не верил в силу права;

б) Она оптимистична, потому что он верил в профилактическую мощь права;

в) Она сдержанно-конструктивна, потому что философ возлагал на право только ту функцию, которая для него реальна.

7. «Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит, римский историк). Как вы понимаете эту мысль?

8. В следующем перечне отметьте источники российского права:


а) Конституция Российской Федерации;

б) Гражданский кодекс РФ;

в) приказ директора фирмы;

г) Указ Президента РФ;

д) Закон РФ «Об образовании»;

е) решение сельского схода;

ж) Международный пакт «О гражданских

и политических правах»;

з) постановление Правительства РФ.


9. Укажите значками, какие из перечисленных ниже признаков относятся к нормам морали (+) или права ( — ):

а) регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества;

б) регулируют общественные и личные отношения в сферах: «человек — человек», «человек — группа», «человек — общество»;

в) закреплены в законах;

г) складываются постепенно в общественном сознании;

д) за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми;

е) за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения.

 

10. Какие нормы (правовые, моральные) нарушили эти люди?


1. Павел совершил кражу кооперативного имущества.

2. Татьяна грубо разговаривала с подругой.

3. 12-летний Артем выехал на велосипеде на проезжую часть улицы.


Тесты:

1. Какому понятию соответствует данное определение: «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»?


а) Мораль;

б) право;

в) политика.


2. Какое слово часто используется как синоним (одинаково значащее слово) термину «право»?


а) Канон;

б) кодекс;

в) закон.


3. «Правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими». Какое понятие соответствует этому определению?


а) Инструкции;

б) законы;

в) приказы.


4. Какое выражение в наибольшей степени соответствует сущности законов?

а) «Законы были бы идеальным средством регулирования общественных отношений, если бы их не принимали люди».

б) «Лишь в одном законе может существовать истинная свобода».

в) «Ничто так не сковывает силы человека и общества, как законы».

5. Кому мешают разумные законы?


а) Преступникам;

б) чиновникам;

в) предпринимателям.


6. Чему должны помогать законы?


а) Командовать (манипулировать) людьми;

б) обуздывать инициативу;

в) раскрепощать созидательные силы человека, народа.


7. Какая из перечисленных ниже норм является юридической?


а) Право на отдых; б) право на уважение; в) право на внимание.

8. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право... Что это такое?

а) Принципы права; б) отрасли права; в) теории права.


Урок. 3. Тема: Право в системе нормативного регулирования.

(дата проведения: 08-14.09.2013)

Содержание учебного материала:Признаки права. Функции права. Принципы права.Сущность права, его признаки и функции. Соотношение права и морали.

В результате изучения темы студент должен:

знать/ понимать:

- понятие и виды социальных норм;

- признаки, принципы и функции права.

- соотношение права и морали.

Основные понятия: Мораль. Право. Общественное мнение. Общество. Лояльность. Обязанность. Свобода. Обычай. Традиция. Гарант. Устав. Суверенитет. Свод.

Литература:

II. Лекция по теме «Право в системе нормативного регулирования»:

План: