Принципы права.
Соотношение права и морали.
Сущность права, его признаки и функции.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:
Практикум по теме: Действие права в системе общественных отношений.
1. Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против принципов свободы». Итальянский историк и поэт Карло Ботта утверждал: «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». Сопоставьте эти высказывания. Какое кажется вам правильным? Почему?
2. Право — совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, универсальный регулятор общественных отношений. В чем состоит универсальность права?
3. Право выступает в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Определите среди приведенных ниже форм права некоторые из перечисленных выше:
договор об аренде помещения—
Уголовный кодекс—
решение судьи на основе решения по аналогичному делу в прошлом—
фиксация нравственной нормы как нормы закона—
5. В соответствующих графах приведите краткие примеры общественных отношений, регулируемых нормами тех или иных отраслей права:
Гражданское право | Трудовое право | Уголовное право | Семейное право |
6. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» (В. Соловьев, русский философ). Как оценить позицию философа?
а) Она пессимистична, потому что Соловьев не верил в силу права;
б) Она оптимистична, потому что он верил в профилактическую мощь права;
в) Она сдержанно-конструктивна, потому что философ возлагал на право только ту функцию, которая для него реальна.
7. «Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит, римский историк). Как вы понимаете эту мысль?
8. В следующем перечне отметьте источники российского права:
а) Конституция Российской Федерации;
б) Гражданский кодекс РФ;
в) приказ директора фирмы;
г) Указ Президента РФ;
д) Закон РФ «Об образовании»;
е) решение сельского схода;
ж) Международный пакт «О гражданских
и политических правах»;
з) постановление Правительства РФ.
9. Укажите значками, какие из перечисленных ниже признаков относятся к нормам морали (+) или права ( — ):
а) регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества;
б) регулируют общественные и личные отношения в сферах: «человек — человек», «человек — группа», «человек — общество»;
в) закреплены в законах;
г) складываются постепенно в общественном сознании;
д) за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми;
е) за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения.
10. Какие нормы (правовые, моральные) нарушили эти люди?
1. Павел совершил кражу кооперативного имущества.
2. Татьяна грубо разговаривала с подругой.
3. 12-летний Артем выехал на велосипеде на проезжую часть улицы.
Тесты:
1. Какому понятию соответствует данное определение: «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»?
а) Мораль;
б) право;
в) политика.
2. Какое слово часто используется как синоним (одинаково значащее слово) термину «право»?
а) Канон;
б) кодекс;
в) закон.
3. «Правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими». Какое понятие соответствует этому определению?
а) Инструкции;
б) законы;
в) приказы.
4. Какое выражение в наибольшей степени соответствует сущности законов?
а) «Законы были бы идеальным средством регулирования общественных отношений, если бы их не принимали люди».
б) «Лишь в одном законе может существовать истинная свобода».
в) «Ничто так не сковывает силы человека и общества, как законы».
5. Кому мешают разумные законы?
а) Преступникам;
б) чиновникам;
в) предпринимателям.
6. Чему должны помогать законы?
а) Командовать (манипулировать) людьми;
б) обуздывать инициативу;
в) раскрепощать созидательные силы человека, народа.
7. Какая из перечисленных ниже норм является юридической?
а) Право на отдых; б) право на уважение; в) право на внимание.
8. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право... Что это такое?
а) Принципы права; б) отрасли права; в) теории права.
Урок. 3. Тема: Право в системе нормативного регулирования.
(дата проведения: 08-14.09.2013)
Содержание учебного материала:Признаки права. Функции права. Принципы права.Сущность права, его признаки и функции. Соотношение права и морали.
В результате изучения темы студент должен:
знать/ понимать:
- понятие и виды социальных норм;
- признаки, принципы и функции права.
- соотношение права и морали.
Основные понятия: Мораль. Право. Общественное мнение. Общество. Лояльность. Обязанность. Свобода. Обычай. Традиция. Гарант. Устав. Суверенитет. Свод.
Литература:
II. Лекция по теме «Право в системе нормативного регулирования»:
План: