Теории происхождения государства.

С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей (как внутренних, так и внешних), возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.Многие известные ученые создавали свои собственные теории происхождения государств на Земле. Теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

1. Теологическая теория.

Создателями этой теории стали Фома Аквинский и ведущие представители ислама и католической церкви. По их мнению государство – это продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема и зависит в первую очередь от представителей различных религиозных организаций. Каждый человек обязан подчиняться монарху, как наместнику Бога на земле.

2. Патриархальная теория.

Ее представителями являются Аристотель, Михайловский. Они обосновывали теорию на том, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному объединению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение их под крылом все большего количества людей приводит в конечном счете к образованию государства. Власть – продолжение воли отца. Историки же свидетельствуют, что семья как социальный институт возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

3. Договорная теория.

Возникла в XVII – XVIII веках, ее представителями являются Гораций, Руссо, Радищев. Эти ученые считали, что государство возникает в результате сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в первобытном, “естественном” состоянии. Все люди объединяются на основе такого соглашения и передают часть своих прав государству.

4. Теория насилия.

Авторами этой теории можно считать Дюринга, Гумпиловича, Каутского. Они видели причину происхождения государственности не в экономических отношениях, не в божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Т.о., государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Органическая теория.

Получила широкое распространение в XIX веке и изложенf в трудах Спенсера, Вормса, Прейса. Представители этой теории считают, что государство подобно организму человека. В нем все взаимосвязано и выполняет определенные функции, иначе говоря, государство – продукт биологической эволюции. У него есть мозг – правительство и средства выполнения решений – подчиненные (органы и другие составляющие организма).

6. Материалистическая теория.

Ее творцами являются Маркс, Энгельс, Ленин. По их мнению, государство – результат развития общественных отношений.

Разделение труда – возникновение помимо земледелия скотоводства и ремесла – появление людей, занятых только обменом – совершенствование орудий труда – рост продукции – возникновение излишков – частная собственность – деление общества на классы – эксплуатация.

Государство – средство обеспечения власти одного класса, гарантия существования общества.

7. Психологическая теория.

Наиболее известные представители: Петражицкий, Тард, Фрейд. Они связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания.