Управление рациональным недропользованием

Раздел III. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Статья 23.1. Геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр

Статья 24. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами

Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Статья 27. Геологическая информация о недрах

Статья 28. Государственный учет и государственная регистрация

Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых

Статья 32. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых

Статья 33. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность

Статья 37. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

Статья 38. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами

В комплекс управления рациональным использованием недр входит набор мероприятий, касающихся правовых, административных, экономических и технологических аспектов:

1) Государственная, экспертиза запасов полезных ископаемых (ст.29)

Подлежат запасы полезных ископаемых разведанных месторождений и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Цели:

а) определение границ участков недр, предоставляемых в пользование;

б) определение платы за пользование недрами;

в) создание условий для рационального комплексного использования недр.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участков недр осуществляется органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением.

2) Государственный кадастр месторождений (ст.30) и государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст.31). Цель:

а) обеспечение планирования работ по геологическому изучению недр,

б) для разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр

в) для размещения предприятий горнодобывающей промышленности,

г) для рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других хозяйственных задач.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

Для получения сведений о промышленных запасах ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

3) Административные меры (ст.37, 38 и в целом раздел 4). Цель:

а) контроль на всех уровнях управления за рациональным использованием недр, включая полноту извлечения полезных ископаемых, сохранение подземных водных ресурсов, животного и растительного мира на участках работы горнодобывающих предприятий, а также ландшафтов, восстановление и рекультивацию земель.

б) участие администрации на всех уровнях управления в утверждении и реализации проектов на эксплуатацию минеральных и топливных ресурсов.

Государственное управление недропользованием (надзор и контроль) и безопасным ведением работ осуществляют структуры:

Ø Президент РФ

Ø Правительство Российской Федерации, включая МПР

Ø органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Ø федеральный орган управления государственным фондом недр

Ø органы государственного горного надзора

4) Технологические аспекты:

а) Использование современных технологий по поискам, разведке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, повышению уровня извлечения полезных компонентов из недр, включая и сопутствующие примеси с одновременным снижением энергетических затрат на извлечение компонентов руд, топлива или другого минерального сырья.

б) Использование вторичного сырья и хвостохранилищ для дополнительного извлечения элементов — примесей руд.

5) Правовые аспекты

Предполагают соблюдение Закона РФ «О недрах». Большое значение приобретает управление использования природных ресурсов с помощью совершенствования лицензионной политики добычи и переработки природных ресурсов.