Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет существенные особенности в сравнение с организацией прокурорского надзора по иным направлениям деятельности прокуратуры.

Специфика деятельности оперативных подразделений различных ведомств учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности, так как территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в этой сфере оперативными подразделениями территориальных органов МВД, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции. На прокуроров субъектов РФ и подчиненных им прокуроров по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях возложен прокурорский надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов и учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Военные прокуроры осуществляют прокурорский надзор за исполнением ФЗ «Об ОРД» органами ФСБ, в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления. На военных прокуроров возглавляется надзор за исполнением законов оперативными подразделениями федеральных органов государственной охраны, Службы внешней разведки РФ, органов внешней разведки Министерства обороны. Надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органа Федеральной пограничной службы РФ осуществляют специальные военные прокуроры.

Необходимость защиты сведений, содержащихся в документах и материалах оперативно-розыскной деятельности, потребовали специальные организационные меры.

Ст.21 ФЗ «Об ОРД» ввел понятия «уполномоченный прокурор». Это означает, что Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ назначают прокурорских работников, которые вправе осуществлять надзор за исполнением закона об ОРД.

Так, Генеральный прокурор назначает уполномоченными прокурорами прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других прокуроров. Список уполномоченных прокуроров направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Все уполномоченные прокуроры должны иметь допуск для работы с документами, содержащими государственную тайну. Ч.4 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» обязывает прокуроров обеспечить защиту сведений, содержащихся в документах и материалах. В этих целях Генеральная прокуратура РФ разработала специально Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности. Эта Инструкция утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 №56.

В целях защиты сведений, содержащих государственную тайну, уполномоченным прокурором рекомендовать изучать дела оперативного учета непосредственно в помещениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В прокуратурах должны быть созданы условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно- служебных документах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите предмет и пределы ПН за исполнение законов органами, осуществляющие ОРД.

2. Назовите полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющие ОРД.

3. назовите основные направления организации ПН за исполнение законов органами, осуществляющие ОРД.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Григорьев – М., 2009. – 512 с.

2. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2011. – 459 с.

3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник [Текст] /Под ред. А.Н. Савенкова. – М., 2010. – 418 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова, А.И. Современные тенденции развития законодательного процесса [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.

2. Андреев, Г. А. Прокуратура – опора законности и государства [Текст] / Г.А. Андреев // Законность. – 2008. - №9. – С.22-24

3. Ванькаева, А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей РФ [Текст] / А.Н. Андреев //Российский следователь. – 2008. - №10. – С.32-34

4. Кашепов, В.П. Концепция развития уголовного законодательства [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.