Специализированные органы прокуратуры РФ
Военные Иные специализированные
прокуратуры
- гл. военная прокуратура - природоохранительные
- военные прокуратуры военных округов, - транспортными
Флотов, Ракетных войск стратегического
Назначения
- Фед. пограничной службы
- Московского гор.военн прокур. и др. воен.
прокур-ры, приравн-е прокур субъектов РФ
- военн. прокур, объедин, соедин, гарниз и др.
военн прокур, приравн. к прокур города и р-ов.
Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлены объективной необходимостью обеспечения законности и правопорядка в специализированных сферах деятельности, имеющих значение для общества и государства.
Систему органов военной прокуратурысоставляют (первое звено) Главная военная прокуратура, военная прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектам РФ, (второе звено) военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры (третье звено)
Прокуратура войсковых частей является специализированной прокуратурой, действующей в закрытых административно-террриториальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях по осуществлению надзора за исполнением законов, иных возложенных на прокуратуру функций.
Производственная структура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов РФ.
Прокурор воинской части, осуществляющий надзор, непосредственно подчиняется Генеральному прокуратуре РФ.
В соответствии с приказом Генерального прокуратуры РФ от 9.09 2002 №54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»
Военные прокуратуры осуществляют надзор:
1. надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законов издаваемых правовых актов;
- надзор за соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органами управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил, внутренних войск МВД, ФСБ, Федеральной службы охраны РФ, Пограничной службы ФСБ, Службы внешней разведки, других войск, воинских формирований;
2. надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам и материалам о преступлении, совершенных военнослужащими, а также гражданами проходящими военные сборы.
Во главе военной прокуратуры стоит заместитель Генерального прокурора РФ-Главный военный прокурор.
В Главной военной прокуратуре образуется управление и отделы. В ее составе действует коллегия, являющаяся совещательным органом.
На военные прокуратуры Генеральным прокурором может быть возложено выполнения функций прокуратуры в местностях, где в силу исполнения обстоятельств не действуют иные органы. Прокуратуры РФ, а также за пределами РФ где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ.
Полномочия военных прокуроров:
Всеми полномочиями предусмотрены ФЗ.
- участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
- назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
- по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и помещения военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима;
- проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных на гауптвахтах, дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
- требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответствующими воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск МВД, организации и учреждения внутренних дел РФ
Природоохранные прокуратуры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме.
Созданы и действуют природоохранительные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранительная прокуратура, ее деятельность распространяется на акваторию Волги от ее истоков до Каспийского моря.) В субъектах РФ созданы природоохранительные прокуратуры на правах межрайонных.
В соответствии с Приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 9.09.2002 №54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на Воинского межрегионального природоохранительного прокурора возложить:
1) надзор за исполнением законов, направленных на защиту охраны среды и экологических прав граждан, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, природоохранительными контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые расположены или функционируют в бассейне реки Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.
На прокуроров ЗАТО города Межгорья и комплекса «Байконур» возложить:
- надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и ОРД, а также уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах этих административных – территориальных образованиях.
Приказом Генерального Прокурора РФ № 2 от 22.01.2001 транспортные прокуратуры приравненные к прокуратурам субъектов РФ упразднены.
Таким образом, можно сделать вывод, что территориальными прокуратурами являются прокуратуры субъектов РФ (прокурор края, области, прокурор г. Москвы и Санкт – Петербурга, прокурор автономной области, прокурор автономных округов)
- прокуратуры городов и районов
- ( межрайонные прокуратуры)
Специализированные:
военные природоохранительные на особорежимных объектах
- природоохранные.
III Генеральная прокуратура:
Генеральная прокуратура призвана обеспечивать слаженную рабату всех органов и учреждений прокуратуры по реализации функций прокуратуры. Во главе стоит Генеральный прокурор. Деятельность Генеральной прокуратуры строится по двум основным направлениям:
Непосредственное осуществление организация работы функций прокуратуры нижестоящих прокуратур
Генеральная прокуратура может принять к своему производству любое дело. Руководство нижестоящими прокурорами осуществляется путем дачи указаний по организации работы, контроль за выполнением органами прокуратуры возложенных на них обязанностей.
Генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Структурный аппарат Генеральной прокуратуры РФ состоит из отделов, управлений. На правах структурного подразделения в структуру Генеральной прокуратуры входит Главная военная прокуратура. Отделы могут быть самостоятельными (по правам управлений) либо входить в состав управлений (Главные управления)
В аппарате Генеральной прокуратуры РФ различают два вида структурных образований:
функциональные (оперативные) обеспечивающие
управления (главные управления) и отделы, являются структурные выполняющие работу, связанную непосредственно не связанную
непосредственно с реализацией функций
надзорной и следственной работой.
прокуратуры. Главное следственное На них возлагается кадров. техническое и
управление иное обеспечение деят-ти аппарата Ген.
- управление по надзору за исполнением прокуратуры и прокурорской системы в
з-в и з-ю правовых актов. целом. Управление кадров, управление
- меж-пр управления управление делопроизводства.
Деятельность Генеральной прокуратуры организуется по предметно -зональному принципу.
Отдел статистики и анализа организационно- контрольного управленияобеспечивает подразделения информацией о состоянии преступупности, раскрываемости, следственной работе, прокурорском надзоре.
В Генеральной прокуратуре имеется Информационно - аналитический центр.
Для аттестации прокурорско- следственных работников образована Высшая аттестационная комиссия и Аттестационная комиссия,Высшую аттестационную комиссию возглавляет заместитель Генерального прокурора.
Аттестационную комиссию - начальник управления кадров.
Для организационного обеспечения координации деятельности федеральных правоохранительных органов по борьбе с преступностью при координационном совещании образуется первым заместителем Генерального прокурора рабочий аппарат,в состав которого входят секретариат, возглавляемый заместителем начальника организационно- контрольного управления Генеральной прокуратуры и постоянно действующие межведомственные рабочие группы, возглавляемые замами руководителей федеральных правоохранительных органов.
Деятельность Генерального прокурора осуществляется в условиях гласности.
Официальное сообщения для СМИ от имени Генеральной прокуратуры направляются только через Центр информации и общественных связейпо согласованию с Генеральным прокурором.
Коллегия Генеральной прокуратурыявляется совещательным органом, ее решения реализуются приказами и указаниями Генерального прокурора.
На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по укреплению законности и правопорядка.
Коллегия Генеральной прокуратуры формируется и возглавляется Генеральным прокурором. В ее состав по должности входят заместитель Генерального прокурора. Другие члены коллегии назначаются Генеральным прокурором.
В целях проработки определенных вопросов организации и осуществления надзора распоряжениями Генерального прокурора и его заместителей могут создаваться рабочие группы и временные комиссии, с участием в необходимых случаях сотрудников НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, а также членов научно- консультационного совета.
Работа Генеральной прокуратуры планируется на полугодия.
Неотъемлемым элементом Генеральной прокуратуры выступает Научно – консультативный совет.В задачи Совета входит оказание научного содействия органа прокуратуры.
Решения финансово – хозяйственных вопросов возлагается на управление делами. Контрольно – пропускной режим обеспечивается отделом безопасности.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5.06.2000 № 98 «Об образовании управлении Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах» в Генеральной прокуратуре РФ были образованы управления в федеральных округах. Такое новообразование являлось реакцией на Указ Президента РФ №849 от 13.01.2000 «О полномочных представителях Президента в федеральных округах»
В соответствии с упомянутым приказом Генерального прокурора образованы 7 самоуправлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11.06.2002 №97 названные управления реорганизованы в отделы, кроме управления в Южном федеральном округе.
Образовали в Центральном, Северо- Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном.
Отделы Генеральной . прокуратуры в федеральных округах осуществляют:
1) координацию деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
2) надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами власти, органами контроля, их должностными лицами;
4) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствия, дознания и ОРД, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью;
5) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.
К примеру, только в Центральном федеральном округе за второе полугодие 2000 г. при активном участии отделов Генеральной прокуратуры в федеральном округе было выявлено 432 нормативно-правовых акта не соответствующих Конституции РФ.
Отделы не подменяют прокуратуры субъектов РФ. Отделы вмешиваются только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно. Деятельность отделов осуществляется во взаимодействии с Полномочным представителем Президента в федеральном округе.
Данные отделы обладают статусом самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры и входят в ее состав наравне с другими управлениями и отделами.
Таким образом, можно подвести итоги:
1. Генеральная прокуратура – высшее звено всей прокурорской системы.
Что касается взаимодействия прокуратур, взаимосвязь и взаимодействие органов прокуратуры характеризуют их как целостную систему органов. Выполняющих определенные законом функции.
При обнаружении признаков преступления на спорной территории первоначальные неотложные следственные действия незамедлительно выполняются прокуратурой, получившей сообщение о преступлении, а затем в установленной норме решается вопрос о подследственности.
Система органов прокуратуры характеризуется связями между структурными элементами как по вертикали (внутреннее управление системой по подчиненности), так и по горизонтали (взаимодействие равнозначных органов и подразделений внутри системы с другими органами и системами), что определяет линейную и функциональнуюструктуру построения органов прокуратуры РФ.
Сущность линейной структуры заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю и с вышестоящими органами и руководителями связан только через него.
Прокурор (линейный руководитель) несет полную ответственность за деятельность всех подчиненных ему органов и подразделений.
Функциональная организационная структураотличается от линейной тем, что состоит из органов и подразделений, которые специализируются на определенных видах деятельности, выполняет обособленные функции. К числу таких структур относятся природоохранительные и другие прокуратуры, деятельность которых ограничивается специальными объединениями или отдельными отраслями прокурорского надзора.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите систему органов прокуратуры.
2. Назовите виды территориальных и специализированных прокуратур.
3. Назовите структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Григорьев – М., 2009. – 512 с.
2. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2011. – 459 с.
3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник [Текст] /Под ред. А.Н. Савенкова. – М., 2010. – 418 с.
Дополнительная литература:
- Абрамова, А.И. Современные тенденции развития законодательного процесса [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.
2. Андреев, Г. А. Прокуратура – опора законности и государства [Текст] / Г.А. Андреев // Законность. – 2008. - №9. – С.22-24
3. Ванькаева, А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей РФ [Текст] / А.Н. Андреев //Российский следователь. – 2008. - №10. – С.32-34
4. Галузо, В.Н. Власть прокурора в России: Историко-правовое исследование. [Текст] / В.Н. Галузо :Монография. –М., 2008. – 557 с.
5. Грузкова, Г. С. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан [Текст] / Г.С. Глузкова // Законность. – 2008. - №5. – С.31-34
6. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти РФ [Текст] /Н.Н. Карпов. Монография. – М., 2007. – 127 с.
7. Кашепов, В.П. Концепция развития уголовного законодательства [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.
Тема 4: Служба в органах и учреждениях прокуратуры и организации управления.
Цель занятия:
1.уяснение и закрепление понятия службы в органах прокуратуры, требований предъявляемых к кандидатам правовых основ прокурорского надзора РФ; развитие практических навыков и основных умений сравнивать, анализировать, обобщать; формирование интереса к изучаемому курсу, уважения закона.
2.привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;
3.повышение правовой культуры и правового сознания студентов, привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;
Ключевые слова:служба в органах прокуратуры, классный чин, прекращение службы
Вопросы:
1. Прием на службу в органы и учреждения прокуратуры и аттестация прокурорских работников.
2. Присвоение классных чинов и воинских званий, поощрение и ответственность прокурорских работников.
3. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры, социально - материально обеспечение и правовая защита прокурорских работников.
4. Понятия, задачи, принципы и функции управления в орг. прокуратуры.
5. Ведомственные акты управления в прокуратуре.
1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом государственной службы, связанной с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственного органа.
Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.
Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры и учреждений прокуратуры регулируются РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных законом « О прокуратуре РФ».
Решения руководителей органов и органов учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы работники прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю или в суд.
Принципы государственной службы в органах прокуратуры РФ:
1) верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении работниками должностных обязанностей и обеспечений их прав;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности работников прокуратуры признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) равный доступ граждан к государственной службе в органах прокуратуры в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
4) обязательность для работников прокуратуры решений, принятых вышестоящими органами прокуратуры и руководителями;
5) единство основных требований, предъявленных к государственной службе в органах прокуратуры;
6) профессионализм и компетентность государственных служащих органов прокуратуры;
7) сочетание гласности и конфиденциальности при подборе и расстановке кадров органов прокуратуры и при осуществлении ими государственной службы;
8) ответственность государственных служащих органов прокуратуры за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
9) внепартийность государственной службы в органах прокуратуры;
10) стабильность кадров государственных служащих в органах прокуратуры.
Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, обязанностей, а также ответственности, установленных и обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры связано с моментом поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры.
Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке установленном ФЗ «О прокуратуре» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные ФЗ и приказами Генерального прокурора.
Прокурорские работники – прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания) возлагаемые на них служебные обязанности.
Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством о государственной службе.
Эти ограничения состоят в том, что государственный служащий не вправе.
1) заниматься другой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
3) занимаются предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческих организаций, если иное не предусмотрено ФЗ;
5) быть поверенным или представителем по делам 3-х лиц в государственном органе, в которой он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально – технического,
финансового и информационного обеспечения, государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свои служебные положения в интересах политических партий, общественных объединений.
Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
имеет гражданство признано решением суда имело или имеет
иностранного гос-ва недееспособным или судимость
ограничено дееспособным
имеет заболевания, которые лишено решением суда прав
согласно мед. заключению занимать гос. должности гос.
препятствует испол. им службы в течение опред. срока
служебн. обязанностей.
отказывается от прохождения состоит в близком родстве или
процедуры оформления допуска свойстве (родители, братья, сестр
к сведениям, составляющими дети, а также братья, сестры, родители
гос. тайну, если исполн. службы или дети супругов) с работником орг.
обязан-й по должности, на которую или учреждения прокуратуры, если
претендует лицо, связано с использо- их служба связана с непосредствен-
ванием таких сведений. ной подчиненностью или подконтро-
льностью одного из них др.
Испытание при приеме на службу. Присяга прокурора (следователя). С учетом особенностей и высокой ответственности, характера работы лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры,может устанавливаться испытательный срок.. Лицам, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев.
Продолжительность испытания устанавливаются руководителем органа прокуратуры, компетентного назначать на должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания может сокращаться или продлеваться по соглашению сторон в пределах 6 месяцев. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
Присяга
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу установленного законом содержания. Принятие присяги производится в торжественной обстановке, как правило, после аттестования работника на соответствие занимаемой должности и до присвоения классного чина. Текст Присяги зачитывается вслух каждым прокурором и следователем. Факт принятия присяги удостоверяется подписью принявшего ее лица на спеиальном бланке Присяги установленной формы.
Условия и порядок приема на службу в орг. и учреждения прокуратуры.
Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры.
1. Прокуратурами и следователями могут быть граждане РФ.