Смешанный способ
В Бельгии 3 составные части:
Одна часть депутатов избирается прямыми выборами, вторая – провинциальными Советами (многостепенные выборы), третья – назначаемые сенаторы.
6) Редкий способ: в Норвегии.
Парламент (Стортинг) избирается гражданами (т.е. прямыми выборами) – 150 депутатов. На первом заседании Стортинга депутаты избирают из своего состава верхнюю палату в составе 38 депутатов – Лагтинг.
Вотум доверия и недоверия правительству (общность и отличия). Конструктивный вотум недоверия.
Вотум недоверия – м.б. только в парлм. монархиях, парлам. республиках, смешанных республиках. В президентской республике надо отличать вотум доверия от вотума недоверия: Вотум недоверия инициируется группой депутатов и м. привести к отставке правительства, но и чреват роспуском парламента. Вотум доверия инициируется самим правительством и м.б. средством нажима на парламент под угрозой роспуска. Высшая форма вотума недоверия – конструктивный вотум.
Руководящие органы палат парламентов.
Виды органов парламента, В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию предусмотренную в конституциях (например, председатель парламента по конституции Белоруссии 1994 г.), другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (например, хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним (например. Счетная палата. Уполномоченный по правам человека. Генеральный контролер в Колумбии, Комиссия гражданской, т.е. публичной, службы в Индии). Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что служит им определенной гарантией (например, центральные избирательные комиссии в ряде стран).
Внутренние органы парламента. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии, бюро избирает председательствующего — иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит на время председательствования из своей партии. В Великобритании он даже не может обедать вместе с другими членами парламента, чтобы те не оказали на него влияния. В других странах он сохраняет партийную принадлежность, активно работает в своей партии (в США это лидер парламентского большинства). В ряде стран председатель, спикер не голосует, он участвует в голосовании только в том случае, если голоса распределились поровну, — тогда голос спикера дает перевес.
Бывает “сильный” и “слабый” председатель. В первом случае (например, спикер в нижней палате в Великобритании или Индии) он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комиссий (комитетов) палат (правда, с учетом расстановки партийных сил в парламенте), без голосования может принять или отклонить предложение о прекращении прений, группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить, лишать слова депутата, применять к нему дисциплинарное взыскание, в том числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определенное время (Индия). “Слабым” является, например, председатель палаты лордов в Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам.
Компетенция парламентов (понятие и виды).
Competencio – сфера деятельности, т.е. главное направление деятельности ИЛИ конкретные полномочия органов в пределах этой функции, сферы.
Главнейшие функции парламента:
1) законодательная деятельность – архиважнейшая функция – можно выделить 3 группы парламентов по ин компетенции в этой сфере:
a) парламенты с абсолютно определенной компетенцией – конституция в этом случае устанавливает точный, исчерпывающий перечень вопросов, которые являются объектом законодательной деятельности. Конгресс США – раздел 8 статьи 1 содержит перечень из 18 абзацев, в которых перечисляются вопросы законодательной деятельности конгресса. Все остальные, не перечисленные – законодательная компетенция штатов. Более того, раздел 9 ст. 1 перечисляет то, что конгресс не должен делать – и это дополнительная гарантия.
Аналогичный подход и во Франции – где ст. 34 Конституции дает исчерпывающий перечень объектов законодательной деятельности парламента. Остальное – законодательная сфера правительства.
Если в США разграничение “штат-федерация”, то во Франции – “парламент-правительсто”.
b) Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией – при таком подходе парламент обладает неограниченными полномочиями в законодательстве, т.е. м. принять закон по любому вопросу.
c) Парламенты с относительно определенной компетенцией в законодательстве (Индия, Бельгия). Устанавливаются конституционно:
i) Вопросы исключительной компетенции Союза (т.е. вопросы Федерального парламента)
ii) Вопросы компетенции субъектов федерации, штатов
iii) Совместная компетенция
2) финансовая деятельность - самая древняя – появилась ранее законодательной. (в 13 веке, а законодательство – в 14). Основные полномочия в этой сфере:
a) утверждение и роспись доходов и расходов (бюджетное регулирование) – сам бюджет составляет правительство, а парламент утверждает (борьба).
b) Утверждение отчета правительства об исполнении бюджета
c) Налоги
d) Иногда - принятие закона о денежной эмиссии.
3) контрольная функция – контроль за деятельностью правительства. Основные методы:
a) обсуждение основных направлений деятельности правительства в процессе формирования правительства. Оно д. предоставлять свою программу, кот. парламент утверждает.
b) Контроль через парламентские комитеты
c) Депутатские запросы
d) Интерпелляция – сложный запрос. Подается обязательно в письменном виде обязательно по важной проблеме. Подаются как правило группой депутатов, обязательно сопровождается обсуждением в парламенте, голосованием и оценкой (удовл. или неудовл. деятельность по этому вопросу). Она м.б. основой для вотума недоверия. Ее нет в Англии и странах с англосаксонской системой права.
e) Вотум недоверия – м.б. только в парлм. монархиях, парлам. республиках, смешанных республиках. В президентской республике –надо отличать вотум доверия от вотума недоверия: Вотум недоверия инициируется группой депутатов и м. привести к отставке правительства, но и чреват роспуском парламента. Вотум доверия инициируется самим правительством и м.б. средством нажима на парламент под угрозой роспуска. Высшая форма вотума недоверия – конструктивный вотум.
4) судебная функция – не очень широко распространена. Палата лордов является судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в совершении тяжких гос. или иных уголовных преступлениях.
3. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства.
Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других, высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями.
Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).
Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:
1. Вопросы к правительству (иногда отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании парламента (палаты).
2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте). Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.
3. Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.
4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). Внесение резолюции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся “свалить” правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением доверия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. Отставка не всегда желательна в данный момент для части членов оппозиции, поскольку связана с новыми выборами в парламент, а депутаты не всегда уверены, что смогут вновь попасть в него. Бывают и другие причины, в связи с которыми выражение недоверия правительству в данный период нежелательно для оппозиции (например, неуверенность в своей победе на выборах при роспуске парламента) или практически невозможно (раскол среди депутатов оппозиции). Поэтому такая мера является действенным средством давления правительства на депутатов и нередко успешно им применяется. Вотум недоверия практически невозможен в дуалистической монархии и президентской республике, где правительство формируется главой государства по собственному усмотрению. В одних полупрезидентских республиках такая мера невозможна, в других возможна, но она всегда крайне затруднена. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной: в отставку уходит все правительство (например, в Дании).
5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат. Действенность этой меры зависит от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительство опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются “своим” же парламентом (правда, формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства). При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию, иногда на такие заседания, особенно в некоторых постсоциалистических странах, приглашаются не только парламентарии, но и представители других государственных органов, что придает происходящему известную парадность.
6. Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.
Тема № 9. – 1 час