Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

 

Административная реформа предусматривала реализацию мероприятий по 8 основным направлениям. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р)

· Управление по результатам

· Стандартизация и регламентация

· Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров

· Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме

· Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции

· Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества

· Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти

· Обеспечение административной реформы

6 этап.ПринятиеКонцепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и плана мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р)

Основные итоги административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах

,.

За эти годы была сформирована нормативная и методическая база повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, сформированы механизмы управления и стимулирования административной реформы.

 

В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах были зафиксированы: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

 

В основном цели административной реформы были достигнуты, прежде всего, на уровне создания необходимых правовых и организационных оснований для массовой оптимизации государственных услуг и совершенствования государственного регулирования.

Важным результатом этих лет явилось принятие федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», впервые на законодательном уровне заложившим основы для реализации основных мероприятий административной реформы.

 

В Концепции административной реформы было выделено семь направлений. Запланированные мероприятия по каждому из направлений в основном выполнены, однако пересечение с иными направлениями совершенствования государственного управления оказало воздействие на результаты мероприятий.

Внедрение управления по результатам и проектного управления проходило в эти годы крайне интенсивно. При этом ключевые нормативные правовые акты параллельно разрабатывались вне мероприятий административной реформы. Результативные принципы организации деятельности в основном внедрялись в рамках реформы бюджетного процесса - ежегодно разрабатывались доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования; в 2008 году утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, целевые показатели и перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года; были приняты также меры по формированию системы государственного задания в отношении услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями. Методическую и финансовую поддержку в рамках административной реформы получила разработка ведомственных целевых программ по повышению качества предоставления государственных услуг и исполнений государственных функций.

Регламентация и стандартизация государственных (муниципальных) функций и услуг является важным направлением административной реформы.

Разработка административных регламентов государственных (муниципальных) функций и услуг позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры.

В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, административные процедуры, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и другое).

Утвержденные административные регламенты служат основной для оптимизации государственных функций и услуг и перевода их в электронный вид.

К концу 2010 года утверждено 447 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 5000 и 2000 административных регламентов соответственно.

 

В рамках направления по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг, в 2009 году началось создание Сводного Реестра государственных и муниципальных услуг (функций), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). По состоянию на конец 2010 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) была размещена информация о 575 государственных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) 56 федеральными органами исполнительной власти. Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти предоставляют различные веб-сервисы, значительно облегчающие получение государственных услуг, Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) также предоставляет возможность подачи заявления по нескольким десяткам государственных услуг. В отношении большинства данных услуг возможность подачи документов в электронной форме обеспечена.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является необходимым мероприятием по повышению качества предоставления наиболее массовых и общественно значимых услуг всех трех уровней власти: федерального, регионального, муниципального.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов власти и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

К концу 2010 года действуют 166 МФЦ в 48 субъектах Российской Федерации, в каждом предоставляется от 100 до 200 услуг. Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами. МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания МФЦ показали, что почти 90% посетителей МФЦ высоко оценивают работу центров.

 

В рамках оптимизации функций органов исполнительной власти проведена инвентаризация функций и услуг, которые имеют непосредственно отношение к гражданам и бизнесу. Согласно проведенному анализу количество таких услуг (функций) на федеральном уровне около 900. Это собственно «услуги», получаемые по запросу (справка, лицензия, разрешение), так и контрольно-надзорные функции. По результатам федерального законодательства определено около 120 типовых региональных и 80 типовых муниципальных услуг (функций).

С 2009 года работает Единый портал государственных услуг (функций), информационной основой которого является информационная система «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». Сводный реестр обеспечивает систематизацию информации о государственных и муниципальных услугах (функциях) с целью их публикации на Едином портале, перевода в электронный вид и оптимизации.

Указанные перечни служат основой для регламентации, и перевода услуг (функций) в электронный вид.

Данные о соответствующих услугах (функциях), размещенные в Сводном реестре в качестве классификатора, позволяют оценить прогресс в разработке административных регламентов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, унифицировать наименования и описания аналогичных услуг (функций) в различных субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, а в дальнейшем позволят принимать решения об оптимизации порядка и сроков их предоставления (исполнения)

Достигнуты ощутимые результаты в части сокращения лицензируемых видов деятельности.

В базовый закон о лицензировании отдельных видов деятельности внесен целый ряд поправок, которыми уточнен порядок определения полномочий по лицензированию, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внесены изменения, направленные на упрощение процедур получения и переоформления лицензии, а также на обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов, открытости и доступности информации лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов.

Кроме того, значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности.

Так, к 2010 году перечень лицензируемых видов деятельности с 1998 года, когда лицензированию подлежало более 1 000 видов деятельности, сокращен до 272 видов деятельности.

Всего в Российской Федерации к концу 2010 года предусмотрено лицензирование 81 вида деятельности, осуществляемое 22 федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленном федеральным законом о лицензировании, а также лицензирование 13 сфер (более 192 видов деятельности), осуществляемое 8 федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с иными федеральными законами.

Мониторинг влияния мер государственного регулирования, связанных с лицензированием, на развитие предпринимательства, проведенный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2006 г. № 639-р в период с 2006 по 2008 год, показал наличие сохранившихся проблем.

В связи с этим подготовлен проект закона, принятие которого позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием.

 

Одно из направлений оптимизации государственных функций связано со стимулированием развития саморегулирования. В период с 1 января 2006 пять видов лицензирования были заменены обязательным членством в саморегулируемых организациях. Всего в Российской Федерации к концу 2010 года создано более 650 саморегулируемых организаций в более чем 20 сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, государственную регистрацию которых осуществляет 7 федеральных органов исполнительной власти. При этом требование об обязательном членстве участников определенных рынков в соответствующих саморегулируемых организациях установлено в 8 сферах предпринимательской и профессиональной деятельности[8].

В 2008 году в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были увеличены гарантии защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и введен уведомительный порядок начала осуществления 43 вида работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности.

 

Сводный учет количества контрольно-надзорных мероприятий федеральных органов исполнительной власти ведется, начиная с 3 квартала 2009 года. За III-IV кварталы 2009 г. и I-II кварталы 2010 г. федеральными органами исполнительной власти предоставлена информация о проведении порядка 2,1 млн. проверок за исключением проверок налоговых, финансовых, таможенных и некоторых органов, исключенных из сферы Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В III-IV кварталах 2009 г. было проведено 1 209 тыс. проверок, в I-II кварталах 2010 г. 923 тыс. проверок. По сравнению с III-IV кварталами 2009 г. в I-II кварталах 2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 24%. В III квартале 2010 г. проведены 494 тыс. проверок. Наибольшее число проверок проводят федеральные органы, осуществляющие контроль (надзор) не в рамках отдельной отрасли, а по всем предприятиям и организациям всех отраслей экономики. Почти 88% проверок проводится 8 федеральными органами исполнительной власти - в III квартале 2010 г. МЧС России проведено 139 тыс. проверок, Роспотребнадзором - 88 тыс., Ростехнадзором - 71 тыс., Рострудом - 45 тыс., ФМС России - 35 тыс. Около 56% всех проверок носят внеплановый характер.

 

Размещение государственного и муниципального заказа претерпело серьезные изменения в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанный федеральный закон предусмотрел открытые и гласные процедуры размещения заказа, создал некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа. Информация о размещении заказа размещается на официальных сайтах в сети Интернет. С 1 января 2011 года должен начать функционировать единый общероссийский сайт для размещения информации о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. В течение 2009 и 2010 года широкое применение получили электронные торги при размещении заказа. Начиная с 1 января 2011 года все аукционы должны проводиться в электронной форме на электронных торговых площадках.

 

За последние годы на федеральном уровне сформирована нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции, которая позволила существенно продвинуться в создании нормативных предпосылок для пресечения и ограничения проявлений коррупции.

В 2006 г. Российской Федерацией были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

В числе наиболее значимых нормативных правовых актов, принятых за последнее время в данной сфере, прежде всего, следует отметить: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

Важным этапом в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ряда предусмотренных в нем подзаконных актов. Данный закон регулирует правоотношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, тем самым, реализуя конституционное право граждан свободно искать и получать информацию.

 

В рамках направления модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти принят Федеральный закон № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», создается Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), создана инфраструктура для обмена документами и сведениями между федеральными органами исполнительной власти в электронном виде - система межведомственного электронного документооборота (МЭДО), а в целях технологического обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме создана Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Однако модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти затруднена тем, что существующие государственные информационные системы создавались в условиях отсутствия единых утвержденных форматов данных, протоколов, иных нормативно-технических требований к государственным информационным системам.

 

 

Результаты реализации Концепции административной реформы показывают необходимость отказа от ряда направлений (управление по результатам, государственные закупки) в силу разработки соответствующих мероприятий в иных стратегических документах и программах. Также следует существенно усилить и расширить проблематику механизмов государственного регулирования (лицензирование, аккредитация, государственный (муниципальный) контроль и надзор, уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности и т.д.) для комплексного анализа отдельных отраслей экономики.

С учетом этого разработана Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы.