Пожарные автомобили первой помощи

(автомобили быстрого реагирования )

 

Сокращение времени следования АЦ по вызову – один из факторов уменьшения продолжительности свободного развития пожара и снижения ущерба от него. Важно также и то, что сокращение этого времени всегда приводит к уменьшению гибели людей на пожарах. Так, было установлено, что в течение только одной сокращенной минуты прибытия на пожар спасается в среднем 2 человека на 100 пожарах.

Время следования к месту вызова занимает до 20 % от всего времени занятости АЦ и должно быть минимальным. Важным в этих обстоятельствах является учет дорожных условий эксплуатации ПА.

В настоящее время основные ПА общего применения создаются на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ, «Урал», КамАЗ и др. Они все имеют большие габариты и массу. Это ограничивает возможности АЦ в ряде современных городских условий реализовать свои динамические характеристики. Поэтому в последние годы стали использовать грузовые автомобили малой грузоподъемности для создания пожарных автомобилей первой помощи (АПП). Эффективность их обусловлена тем, что в городских условиях они могут прибывать на пожары значительно быстрее, чем АЦ на шасси большой грузоподъемности. Кроме того, они более экономичны по эксплуатационным расходам.

Для эффективного использования АПП должны удовлетворять ряду требований. При грузоподъемности шасси до 1,5 т масса ПТВ должна быть не менее 800 кг. Полная масса АПП при этом составит 2,5 – 3,5 т, а необходимый внутренний объем кузова для размещения оборудования должен быть не менее 3,5 м3. При мощности двигателей шасси порядка 65 кВт удельная мощность может достигать значений 18–25 кВт/т. Общий вид АПП представлен на рис. 8.27.

 

 
 

 


Рис. 8.27. Автомобиль быстрого реагирования:

1 – шасси ГАЗ 2705; 2 – кабина боевого расчета; 3 – размещение пенобака и
мотопомпы; 4 – кассета (решетка для ПТВ)

 

Пожарные автомобили обычно реализуют 70 – 80 % максимальной скорости. Появляются магистрали с ограничением скорости до 80 км/ч, поэтому скорость базового шасси АПП должна быть не менее 100 – 120 км/ч.

Боевой расчет на АПП должен быть не менее четырех человек. Исходя из изложенных выше требований, на АПП должны находиться: запас огнетушащих веществ в пределах 300 – 500 кг, пожарные рукава не менее 100 м, насос с подачей до 4 л/с, а ПТВ массой 60 – 100 кг.

Результаты испытаний АЦ-40(130)63А и анализа испытаний АПП на шасси УАЗ-452 выявили ряд достоинств автомобиля первой помощи.

Прежде всего, оказалось, что превышение средней скорости следования на пожар АПП составляет около 40 % по сравнению с такой же скоростью АЦ-40(130)63А (рис. 8.28, а) и никогда не превышает критического значения 120 км/ч.

На всех городских маршрутах увеличение средней скорости следования на пожар достигается за счет увеличения частоты и времени использования высших передач и уменьшения числа переключения передач.

На эффективность применения АПП большое влияние оказывает протяженность маршрута следования на пожар. По их протяженности можно выделить три интервала. Это маршруты протяженностью до 2 км – здесь нет явного преимущества АПП по времени прибытия. Маршруты от 2 до
6 км – на них АПП имеет стабильное преимущество по сравнению с
АЦ-40(130)63А. На маршрутах, протяженность которых более 6 км, преимущества АПП незначительны.

Эффективность применения АПП целесообразно осуществлять на основании анализа условий их эксплуатации и технических характеристик.

Частоту и продолжительность работы основных ПА можно характеризовать одним комплексным показателем, который и будет характеризовать условия эксплуатации:

(8.1)

где ω – занятость ПА на Ν вызовах за время эксплуатации Т; τк – занятость АПП при обслуживании к-го вызова, ч; Т – продолжительность эксплуатации, ч.

Значение ω находится в пределах 0 £ ω£ 1, при среднем значении 0,02 – 0,025 и максимальном значении, равном ω = 0,05, что соответствует 5 % занятости ПА на обслуживание поступающих вызовов.

Оценивая эффективность пожарной техники, исходят из того, что ее совершенствование должно уменьшать ущерб от пожара. Оценить эффективность можно сопоставляя затраты на новую технику с получаемым от нее эффектом – сокращением ущерба. Обозначим его П, а затраты на приобретение АПП и его эксплуатацию С (ω, Т), тогда удельная стоимость использования АПП будет равна

 

 

(8.2)

 

 

В экономических расчетах принимают величину, обратную СЕ, Т), тогда зависимость 1/СЕ, Т) от ω можно выразить графически, как показано на рис. 8.29.

Из этого графика следует, что замена одной автоцистерны на АПП экономически выгодна при условии, что число выездов на пожары в жилой сектор за год составит более
70 %, т.е. относительное время занятости ω отдельной пожарной частиω ³ 0,01.

Если маршруты следования имеют протяженность от 2 до 6 км, то на 25 – 40 % уменьшится продолжительность следования по вызову и на 15 – 20 % уменьшатся эксплуатационные расходы, главным образом на топливо.

Современные АПП создаются на грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Так как они предназначены для использования в городах, то для них используются неполноприводные шасси в основном с карбюраторными двигателями. По параметрам основных показателей они мало различаются. Так, у них очень близкие значения мощности двигателей. Они мало отличаются друг от друга по запасу вывозимой воды и пенообразователя. Они имеют большие значения удельной мощности
(до 20 – 25 кВт/т) и, следовательно, могут развивать высокие скорости движения, достигающие 100 – 115 км/ч. Однако они очень сильно различаются оснащением ПТВ, компоновками, численностью боевых расчетов.