Управление персоналом как элемент управления производством
Повышение квалификации персонала
Оценка сотрудников и прием на работу
Отбор персонала
Организация деятельности кадровых служб
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента
1 - Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента
Управление персоналом комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для целей предприятия.
Переход к рыночным отношениям изменения требования к административно-управленческим работникам повышается значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существующим изменениям принципа метода и социально-психологических вопросов в управлении персоналом и повышается их роль в организации. Это связанно с тем, что из чистого администратора слепо выполняются команда сверху. Менеджер превращается в творческую личность, деятельность которого направлена на реализацию идеи, мысли приобретающий решающего значения.
Политика мотивации нацелена на развитие сотруднического действия с администрацией, для достижения общей цели. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относится к трудовому процессу.
Требование творческого отношения менеджеров обусловило повышение их самостоятельности и ответственности за выполненную работу, активное участие в принятии управленческих решений непосредственно, заинтересованность в результатах коллективного труда.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами, оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности, люди получают удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих достижений.
Происходящие изменения в экономике преобразуют старые подходы в области управления человеческими ресурсами, появляются руководители нового типа, мышление и стиль работы которых соответствует новым задачам и условиям развития организации, значительно повышается роль кадровых служб, которые должны активно увлекаться в процесс подготовки и реализации, стратегии организации.
2 - Организация деятельности кадровых служб
Управление персоналом – самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, цели которых повышение производительности творческой отдачи и активности персонала, разработки и реализация программы развития кадров организации.
Особую роль играют кадровые службы. Работники отдела человеческих ресурсов кадровой службы выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей. При решении вопросов о приеме на работу и увольнении, повышение должности, направление на профессиональное обучение, повышение заработной платы и так далее.
Поэтому появилась новая профессия: менеджер по персоналу. Задача состоит в том, чтобы службы по персоналу постоянно превращались в центры по разработке и реализации стратегии организации по труду. Это значит, что они должны помочь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, оценке производительной деятельности и совершенствование оплаты труда. Они должны знать хозяйственные потребности организации и следовательно рассматривать свою деятельность в интеграции с другими структурами.
Создается инфраструктура взаимодействия между линейными руководителями разного уровня, которые оперативно обеспечивают их документацией при перемещении кадров и замещения должностей, то есть происходит процесс, когда функции управления человеческими ресурсами меняются от пассивного содействия к активному участию хозяйственных решений, что в конечном итоге формирует в организации соответствующих консенсус.
Основное содержание работы кадровых служб составляет:
А) формирование кадров организации ( планирование, отбор и наем в освобождение, анализ текучести и т.д.)
Б) развитие работников (профессиональная ориентация и оценка персонала, организация движения по службе)
В) совершенствование организации труда и его стимуляция. Создание безопасных условий труда и стимулирований.
В организации должна быть разработана стратегия управления человеческими ресурсами, определены перспективные ориентиры использование персонала, его обновление и совершенствование развития мотивации.
Задачи кадровых служб могут быть сформулированы:
А) всесторонняя поддержка бизнеса
Б) формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу, обеспечение высшего уровня профессионализма, качество экспертизы кадровых ресурсов
В) выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение им внимания руководителей различного уровня
Г) создание условий для высокопродуктивной работы и поддержки творчества и новаторства персонала
Д) расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников
3 – отбор персонала
Новый смысл приобретают такие критерии оценки:
1. Образование
2. Профессионализм
3. личная культура и этика работников
Важно установить соответствие работника занимаемой должности, то есть четко видеть систему работ, его функции и под эти работы подбирать людей, имеющих нужную квалификацию для качественного выполнения работы.
Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на менеджера персонала. На этом этапе особенно важно полно и правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы. Менеджер должен четко представлять, кого нужно продвигать по службе, увольнять.
Кадровая политика в области отбора кадров состоит в определении принципа приема на работу, количества работников, методами закрепления функционального развития персонала. Подбор кадров рассматривается как подфункция, которая реализуется в отношении личности.
Планирование персонала это процесс определения потребности организации в кадрах, то есть определение того, когда, где, сколько, какой квалификации, какой стоимости, какие сотрудники потребуются в будущем. В целом потребность предприятия в трудовых ресурсах определяется в спросах на товары и услуги и уровне производительности труда. Это количественных аспект прблемы, суть которого состоит в определении количества сотрудников, необходимых для будущего целенаправленного выполнения задач организацией в количественном, качественном, временном пространстве. В управленческой теории и практике при определении потребности в персонале применяется ряд методов. Наибольший интерес для менеджмента персоналом является эконометрических метод и метод проектируемой тенденций.
С помощью эконометрического метода потребность в рабочей силе определяется исходя из предполагаемого уровня конечного спроса на конкретный год в будущем.
Метод проектирования тенденции предполагает перенос прошлых тенденций изменений в величине совокупной рабочей силы, её структуре на прогнозируемый период.
Планирование персонала носит системный характер. Один из методов определения потребности в кадрах заключается в оценке штатных расписаний в организации, анализ затрат времени.
Формула расчета общей потребности кадров:
- затраты времени на единицу продукции, мин
- количество рабочих операций в плановом периоде
НВР – нормативное количество времени планового периода, час
ПВ – потери времени с учетом перерывов, отпусков и болезней
Качественный аспект процесса подбора состоит в том, чтобы найти кандидатов, необходимых для работы предприятия. Здесь нужно дать полную характеристику наличия свободных мест.
Используют схему объявления о наличии свободных мест:
- содержание информации о фирме
- характеристика вакансии, функции и развитости персонала
- оценочные критерии личности претендента
- преимущества и льготы
- информация об условиях приема
Значимость правильного решения этой проблемы связана с высокой стоимостью рабочей силы. Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок в подборе оказывают различные источники информации:
Источник | Содержание информации о ее назначении |
1. заявление о приеме | Сообщает первое общее впечатлении о кандидате |
2. фотография | Дает представление о внешности человека |
3. биография | Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать детали личности |
4. личная анкета | Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию, позволяет не забывать её |
5. аттестат зрелости | Дает сведения об успеваемость в школе, университете |
6. трудовая книжка | Поддерживает места работы, освещает сферы деятельности, дает описание квалификационной характеристики |
7. рекомендации | Освещает все аспекты профессиональной пригодности, как правило, делаются дополнительные выписки |
8. разговор с поступающим | Дает возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, беседы, личное представление |
9. пробная работа | Способность выполнить определенную работу |
10. медосмотр | На проф пригодность, психологические тесты (интеллект, эрудиция, проф качества, черты характера) |
11. графологическое заключение | Дает сведение о характере в общем и частных аспектах пригодности |
!!!!!!!!!!! 10 -11 лекция!!!!!!!!!
Лекция 9 - 12.12.12
Управление трудовыми ресурсами