Антимонопольная политика государства
Еще одним важным направлением государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть корректировка такой деятельности фирм, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.
Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:
1) обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
2) предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
3) помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).
Большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.
Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий:
1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;
2) ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в дротом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
3) ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
4) связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;
5) недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;
6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи,
Для измерения последствий государственного регулирования применяются ряд методов, например:
1) сравнение последствий и условий функционирования регулируемых и нерегулируемых фирм и рынков;
2) использование вариаций степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке или в одной и той же отрасли;
3) контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в небольших масштабах для выяснения воздействия какой-либо меры на поведение фирм;
Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий
Рынок – представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Квазимонопольные рынки – рынки, на которых монопольная власть существует, несмотря на относительно низкую концентрацию продавцов.
Квазиконкурентные рынки – рынки, на которых действуют несколько фирм, но существует реальная угроза входа потенциальных конкурентов.
Трансакционные издержки – издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта.
Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Структура рынка определяется: количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации
Монополия - это модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного товара является один продавец; выпускается однородная или дифференцированная продукция, которая не имеет совершенных заменителей; изменение цены любого товара не оказывает влияния на спрос на продукцию
Совершенная конкуренция - для этой рыночной структуры характерны следующие черты: наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке; производится стандартизированная, или однородная продукция; отсутствует контроль над ценами; свободный вход и выход из отрасли.
Олигополия - это определенное строение рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных фирм-продавцов однородной или сходность по своим характеристикам продукции.
Монополистическая конкуренция - для этой рыночной структуры характерны следующие черты: наличие большого числа покупателей и продавцов, что обеспечивает незначительную власть на рынке и ограничивает контроль над рыночной ценой; свобода входа на рынок и выхода с него; невозможность для отдельной фирмы влиять на рыночную цену; продукция дифференцируема.
Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.
Минимально эффективный выпуск - это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.
Издержки контроля- это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.
U-форма фирмы (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками.
М-форма фирмы- (от английского multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы.
Теория принципала-агента (принципал – владелец; агент - доверенное лицо (управляющий)) - отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими.
Дискреционный - действующий по своему усмотрению.
Трансфертные цены – это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы.
Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства, когда все ресурсы переменны, и может быть организовано производство любых размеров.
[1]К третьей категории можно отнести доверительные товары, качество которых невозможно определить даже после употребления (медицинские и юридические услуги).
[2]1954 г.
[3]Недостаток модели Дорфмана-Стейнера в том, что текущая реклама прямо входит в функцию спроса, а не косвенно через накопление запаса нематериальных активов. Нерлов и Эрроу в 1962 г. высказали мысль, что реклама – это вклад в запас нематериальных активов. Поэтому необходимо ввести в расчет ставку дисконта r и δ-темп падения влияния рекламы на спрос во времени (норма амортизации нематериального актива). Тогда формулу Дорфмана-Стейнера можно переписать следующим образом at/pq=(ή/Е)*(r+ δ).