Общего и специфического характера.

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-

изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения;

покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сетей; географическое расположение рынка.

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. К числу специфических факторов относятся:

- размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви);

- достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного использования).

Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной предложения.

Методы определения емкости рынка и проведения расчета расчет:

А) Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик


Е – емкость рынка

П – общий объем производства продукции

И - объем импорта

Э – объем экспорта

О – объем складских остатков на конец анализируемого периода на складах торговых организаций (обычно при расчетах игнорируется)

З – прирост государственных запасов за тот же период времени (обычно при расчетах игнорируется)

Б) Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели

Для расчета емкости рынка используются торговые или потребительские панели. Например, при расчете емкости на основе данных торговой панели:

Е – емкость рынка

Ип - индекс торговой панели (средний объем продаж одного магазина, входящего в панель)

Кобщ - общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией

t - период времени, за который собираются данные по панели (мес.).

В) Определение емкости рынка на основе норм потребления

Метод, как правило, используется для определения емкости рынков продовольственных товаров, а также для определения емкости рынков сырья и расходных материалов.

Для расчете емкости продовольственных рынков используется следующая формула:

Е – емкость рынка

Н – годовая норма потребления товара на одного жителя (среднедушевая норма потребления)

Чобщ - общая численность населения

Г) Определение емкости рынка на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товаров

Метод используется для потребительских товаров с коротким циклом потребления, приобретаемых регулярно (зубная паста, стиральный порошок и др.).

Е – емкость рынка

Чп - число потребителей данного товара. Определяется как произведение общего количества потенциальных потребителей на долю реальных потребителей данного товара

С – объем потребления при одном обращении к данному товару. Вместо показателя объема потребления может использоваться показатель объема (нормы) покупки, например. Для фасованных продуктов определение нормы покупки обычно сопряжено с определением предпочтений потребителей по весу (объему) упаковки.

Т – частота обращения к товару (использования) в месяц.

Д) Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж

Метод используется в отношении товаров с длительным сроком использования (автомобили, мебель, бытовая техника и др.).

Всех потребителей данного товара разделяют на:

· тех, кто впервые приобретает данную продукцию (Еперв);

· тех, кто покупает товар на замену старого (Еповт);

· тех, кто приобретает второй, третий и т. д. Экземпляры дополнительно к уже имеющимся (Едоп).