Понятие общественной безопасности как объекта преступления и виды преступлений гл. 24 УК РФ

Лекция 49. Преступления против общественной безопасности. 2 часа

Модуль 6. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против государственной власти.

Раздел 12. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

 

План лекции:

 

1. Понятие общественной безопасности как объекта преступления и виды преступлений гл. 24 УК РФ.

2. Террористический акт (ст. 205 УК РФ): состав и квалифицированные виды. Отличие террористического акта от диверсии.

3. Бандитизм (ст. 209 УК РФ): состава и квалифицированный вид преступления. Отличие бандитизма от создания незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) и создания преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ).

 

 

Глава 24 УК, посвященная преступлениям против общественной безопасности, помещена в разд. IX, который называется "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Появляется необходимость в уяснении того, что понимается под общественной безопасностью применительно к рассматриваемому разделу УК РФ: либо все перечисленное в Федеральном законе либо этим понятием обозначается лишь состояние защищенности личности или общества, или государства от внутренних и внешних угроз.

Закон "О безопасности" к основным объектам безопасности относит:

личность - ее права и свободы;

общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

Представляется, что жизнь, здоровье, имущество, другие права и свободы личности охраняются статьями соответствующих частей УК РФ о преступлениях против личности и собственности. Охрана основ конституционного строя и безопасности государства обеспечиваются применением норм раздела УК РФ «Преступления против государственной власти. Поэтому, понятием общественной безопасности обозначается состояние защищенности интересов граждан, материальных и духовных ценностей общества от разнообразных внутренних и внешних угроз общего характера.

Правильное уяснение содержательной стороны понятия общественной безопасности имеет важное прикладное значение для определения круга преступлений, которые следует включать как в гл. 24, так и в данный раздел УК. Преступления, предусмотренные в гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», посягают на неопределенный круг лиц, в то время как иные преступления, имеющее с ними внешнее сходство, направлены на причинение вреда конкретному лицу либо собственности конкретной организации.

В связи с различным характером преступлений, объединенных в гл. 24 УК РФ, видовой объект этой группы носит кумулятивный характер и включает в себя общественную безопасности в нескольких сферах.

Непосредственный объект конкретных составов преступлений, предусмотренных в гл. 24, зависит от сферы, в которой нарушается состояние защищенности граждан и общества. В зависимости от ее содержания можно выделить различные группы преступлений против общественной безопасности, не придерживаясь структуры уголовного закона (схема 1):

- преступления против общественной безопасности в сфере повседневной жизнедеятельности (ст. ст. 205- 213, 219 и 227 УК РФ);

- преступления против общественного порядка (ст. 214 УК РФ);

- преступления против общественной безопасности в сфере производства специальных видов работ (ст. ст. 215- 217 УК РФ);

- преступления против общественной безопасности в сфере обращения общеопасных предметов и материалов (ст. ст. 218, 220-226 УК РФ).

Преступления против общественной безопасности в сфере повседневной жизнедеятельности включает большое число преступлений, рассмотреть которые в рамках представленного времени не представляется возможным. Поэтому внимание будет уделено деяниям, вызывающим наибольшие затруднения при толковании и применении уголовного закона.

 

2. Террористический акт (ст. 205 УК РФ): состав и квалифицированные виды. Отличие террористического акта от диверсии

 

Ответственность за терроризм впервые была введена в России Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 213.3 УК РСФСР). До этого предусматривалась ответственность лишь за террористический акт (ст. 66) и террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67).

Федеральным законом от 27.07.2006 года № 153 в анализируемый состав преступления были внесены изменения. Они обусловлены принятием другого Федерального закона № 35 от 6.03.2006 г. «О противодействии терроризму». В нем было сформулировано понятие терроризма как идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Указанное определение не соответствовало одноименному деяния в ст. 205 УК РФ, которое фактически выступало как часть целого, имеющего название терроризм. Это справедливо вызывало критику в науке уголовного права и, как итог, повлекло изменение названия статьи.

Основным объектом состава терроризма выступает состояние защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц, организаций и материальных объектов от внутренних и внешних угроз.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением общественно опасного деяния в двух формах. Одна форма характеризуется совершением действий, устрашающих население и создающих опасность наступления общественно опасных последствий, а другая проявляется в угрозе совершения указанных выше действий (схема 2).

В уголовном законе нет исчерпывающего перечня действий, но приведено примерное описание этого признака: взрыв, поджог или иные.

Под взрывом понимается освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Под поджогом понимается создание виновным тем или иным способом процесса неконтролируемого горения того или иного объекта. Под иными действиями, создающими опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, следует понимать, например, такие действия виновного, как разрушение водозащитных плотин или других гидросооружений, что может повлечь за собой затопление многих населенных пунктов, посевов, гибель скота и т.п. Такие действия также могут выражаться в порче сигнальных сооружений или средств связи на железнодорожном, речном или воздушном транспорте, что создает опасность наступления либо влечет реальное наступление крушений, катастроф, аварий, разрушение железнодорожных путей сообщения, гибель людей или причинение вреда здоровью либо имуществу. Такого рода действия могут выражаться в загрязнении земель или в приведении их в негодное состояние для использования по назначению.

Для признания состава терроризма оконченным преступлением не требуется установления наступления общественно опасных последствий. Однако необходимо установить, что совершенные обвиняемым действия создали реальную опасность либо возможность наступления этих последствий.

Несмотря на использование в диспозиции рассматриваемой нормы для характеристики последствий признака «гибель человека», состав террористического акта может иметь место только, если создается опасность гибели многих людей. Причинение значительного имущественного ущерба как возможное последствие террористического акта носит оценочный характер и не может соответствовать по своему содержанию признаку хищения «значительный ущерб гражданину», которое приведено в примечании 2 к ст. 158 УК РФ.

Под угрозой совершения следует понимать, как высказывания о намерении совершить взрывы, поджоги и иные действия, влеку­щие наступление общественно опасных последствий, так и дейст­вия, демонстрирующие намерение совершить предусмотренные статьей деяния. Например, демонстрация под­готовленного взрывного устройства, обливание предметов легковоспламеняющимися жидкостями.

В этой связи нельзя согласиться с авторами учебного пособия "Новое уголовное право. Особенная часть (М.: Зерцало, 1996), от­носящими к угрозе совершения предупреждающих взрывов и поджо­гов, потому что по своим объективным свойствам они создают опасность гибели многих людей, причинения значительного ущерба и т.п.

Угрозы, под которыми не имелось реальных оснований, в зависимости от обстоятельств дела могут расцениваться как заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207).

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

С субъективной стороны состав терроризма является преступлением, совершаемым с прямым умыслом. При этом лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность либо неизбежность наступления названных в диспозиции ч. 1 ст. 205 последствий и желает их наступления. Целью террористических действий виновного является оказание воздействия на принятие решений органами власти (в том числе органами местного самоуправления) и международными организациями.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Квалифицирующими признаками состава терроризма, предусмотренными ч. 2 ст. 205, являются совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия. Понятие совершения преступления группой лиц по предварительному сговору раскрывается в ч. 2 ст. 35. Под огнестрельным понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Под применением огнестрельного оружия понимается фактическое использование его для запугивания людей или причинения им смерти либо вреда их здоровью.

Особо квалифицирующими признаками состава терроризма (ч. 3 ст. 205) являются совершение его организованной группой либо действия, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

Понятие совершения преступления организованной группой определяется в ч. 3 ст. 35. Содержание понятия наступления по неосторожности смерти человека раскрывается при анализе преступления, предусмотренного ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Субъективная сторона состава терроризма, повлекшего по неосторожности наступление смерти человека либо иные тяжкие последствия, характеризуется наличием двойной формы вины (ст. 27): прямой умысел по отношению к совершению самих террористических действий и легкомыслие либо небрежность по отношению к смерти человека или иным тяжким последствиям. Под иными тяжкими последствиями следует понимать, например, массовое отравление людей, разрушение особо ценных памятников культуры, вывод из строя наиболее важных объектов жизнеобеспечения городов и т.п. Правовая оценка наступивших последствий в качестве иных тяжких определяется с учетом всех фактических обстоятельств дела.

Под объектами использования атомной энергии, согласно ст. 3 Закона РФ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ ( в ред. от 05.02.2007 г.) " Об использовании атомной энергии", понимаются сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, летательные аппараты и транспортные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы, сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов и др.

Ядерными признаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивными считаются не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Источниками радиоактивного излучения являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение, а также радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Федеральный закон от 27.07.2006 года дополнил в ч. 3 ст. 205 УК РФ перечень средств, использование которых повышает степень общественной опасности террористического акта – ядовитыми, отравляющими, токсичными, опасными химическими и биологическими веществами.

Соответствующие списки сильнодействующих и ядовитых веществ изданы и дополняются Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ. Так, список N 1 относит к сильнодействующим: аминалин, клофелин, хлороформ и другие вещества (всего более 100 наименований). Список N 2 относит к ядовитым веществам: синильную кислоту, фенол, цианистый калий, яд змеиный и др. Список N 3 включает перечень веществ, предусмотренных Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.: серную кислоту, соляную кислоту, эфедрин, ацетон и др.

Круг опасных для человека химических и биологических веществ содержится в многочисленных постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ. Например, от 08.02.2007 г. № 5 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.6.1.2159-07» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Содержание техногенных радионуклидов в металлах. ГН 2.6.1.2159-07») или от 08.11.2001 г. № 34 «О введение в действие санитарных правил – СП 1.2.1077-01» (вместе с «Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к хранению, применению и траспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 31.10.2001)

В примечании к ст. 205 устанавливается, что лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

По своей правовой природе указанная в примечании к ст. 205 УК РФ норма, является специальным видом добровольного отказа от преступления. Во-первых, она применяется только к лицам, фактически участвовавшим только в приготовлении к акту терроризма. Во-вторых, это преступление не может быть совершено, т.к. акт терроризма должен быть предотвращен. Уголовный закон не дает исчерпывающего перечня способов предотвращения, но называет, в частности, своевременное предупреждение органов власти.

Под предупреждением органов власти о готовящемся акте терроризма понимается добровольное сообщение лица о подготовке им и его соучастниками акта терроризма с указанием времени, места или объекта акта терроризма и лиц, готовящих такой акт.

Сообщение органам власти о готовящемся акте терроризма считается своевременным, если оно имело место до осуществления взрыва, поджога или совершения иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Сообщение об акте терроризма, сделанное лицом после его осуществления, рассматривается как активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников совершенного акта терроризма и учитывается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания (ст. 61 и 62).

Под способствованием иным способом предотвращению акта терроризма следует понимать активное поведение лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, делающее невозможным его совершение (лицо, например, разукомплектовало или перепрятало взрывное устройство либо уничтожило горючую смесь, подготовленную для осуществления поджога запланированного к уничтожению объекта и т.п.).

 

3. Бандитизм (ст. 209 УК РФ): состава и квалифицированный вид преступления. Отличие бандитизма от создания незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) и создания преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ)

Еще один состав преступления непосредственным объектом, которого является общественная безопасность в сфере повседневной деятельности, уголовном праве считается бандитизм (ст. 209 УК РФ).Нельзя признать обоснованным выделение в данном составе дополнительного объекта в виде здоровья или имущественных интересов граждан, а равно государственных и коммерческих организаций, предприятий или учреждений, порядка управления и др. Данное возражение основывается на конструкции состава ст. 209 УК РФ, в котором отсутствует указание на последствия. Кроме того, права и интересы граждан и организаций, установленный порядок деятельности органов власти и органов местного самоуправления включены в содержание общественной безопасности как его элементы.

Объективная сторона бандитизма содержит 4 формы общественно опасного деяния: создание банды, руководство ею и участие в банде и совершаемых ею нападениях. Законодатель дифференцировал ответственность за различные действия. В ч. 1 ст. 209 УК РФ предусмотрены создание устойчивой вооруженной группы (банды) и руководство такой группой, а в ч. 2 ст. 209 УК РФ – участие в банде и участие в совершаемых бандой нападениях (схема 3).

Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" разъясняет содержание перечисленных деяний.

Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан или организации. Эти действия могут выражаться в сговоре, приискании соучастников финансирования, приобретении оружия и т.п. Когда действия лица по созданию банды в силу пресечения их правоохранительными органами или по другим, не зависящим от этого лица, причинам не привели к созданию банды, они должны квалифицироваться как покушение на создание банды.

Под руководством бандой понимается принятие виновным решений, связанных с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, а также руководство совершением ею конкретных нападений.

Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) предполагает не только непосредственное участие членов банды в совершаемых ею нападениях, но и выполнение участником банды иных действий, направленных на обеспечение ее успешного функционирования: снабжение оружием или транспортом, ведение разведывательной работы, подыскивание объектов нападений и т.п. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ по признаку «участие в совершаемом бандой нападении» должны квалифицироваться действия таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой. Действия лиц, не состоящих членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, квалифицируются по ч. 5 ст. 33 и соответствующей части ст. 209.

Таким образом, несмотря на наличие в толковании обоих деяний участия в нападениях, квалификация по ним будет зависеть от членства в устойчивой вооруженной группе (банде). Общим чертой для всех деяний будет совершение их бандой.

Под бандой понимается организованная устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. В уголовной праве традиционно принято выделять четыре признака банды, установление который влияет на наличие состава преступления (схема 4).

Первый признак количественный – участие в банде двух или более лиц, как минимум два из которых обладают признаками субъекта данного состава преступления.

Второй – устойчивость данной группы. Ни в законе, ни в вышеназванном постановлении Пленума Верховного Суда РФ нет полного определения. Об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее участниками, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений. Но при этом п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" разъясняет, что банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения. На наш, взгляд, это дополнение нельзя признать удачным. Во-первых, нарушены правила формальной логики, не допускающей разъяснение одного оценочного понятия с использованием другого. Во- вторых, стирается четкая граница между группой лиц по предварительному сговору и бандой.

Следующий признак - вооруженность банды предполагает наличие у ее участников огнестрельного или холодного оружия (в том числе метательного) как заводского, так и самодельного изготовления, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее участников и осведомленности их об этом. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности. При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых участниками банды при нападении в качестве оружия, следует руководствоваться положениями Закона РФ "Об оружии", а в необходимых случаях и заключением экспертов.

Последний признак банды характеризует цель создания - в целях нападения на граждан или организации. В законе не содержится перечня преступлений, которые бы являлись целью при создании банды. Для разрешения этой проблемы постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 г. дает ориентир, разъясняя понятие нападения. Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Поэтому возможно признание банды, если преступление для которого они сорганизовались, содержит признак насилие или угрозу насилия. Ими могут быть убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение различных видов вреда здоровью (ст.111, 112, 115 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), изнасилование (ст.131 УК РФ) и т.п.

Создание вооруженной банды является оконченным преступлением независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею нападения. В случаях совершения планируемых преступлений следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ и квалифицировать содеянное по совокупности ст. 209 УК РФ и соответствующей статье о совершенном преступлении.

Субъектом бандитизма, предусмотренного ч. 1 ст. 209, могут быть только вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Если в вооруженном нападении участвовали лица в возрасте от 14 до 16 лет, они подлежат уголовной ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет.

С субъективной стороны состав бандитизма, предусмотренного ст. 209, характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Целью виновного является создание вооруженной группы (банды) для нападений на граждан или организации, как правило, по корыстным побуждениям.

В ч. 3 ст. 209 предусматривается ответственность за названные выше виды бандитизма при квалифицирующих признаках, т.е. когда деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 209, совершены с использованием своего служебного положения. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом при создании банды или руководстве ею, участии в ней или совершаемых ею нападениях своих властных или служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.

Соотношение анализируемого преступления и преступлений, предусмотренных ст. 208 УК «Организация не­законного вооруженного формирования или участие в нем» и ст. 209 УК «Бандитизм» проводится по признакам, пред­ставленным в табл.1.

Таблица 1

Признаки ст. 208 УК ст. 209 УК ст. 210УК
Формы соучастия Различные: формирование (объединение, отряд, дружина или иная группа) не предусмотренные федеральным законом     организованная группа     преступное сообщество (преступная организация)
Вооруженность   Является обязательным признаком   Является обязательным признаком     Не имеет значения
Общественно опасные деяния - создание формирования, - руководство им, - его финанси-рование, - участие в формировании.   - создание банды, - руководство бандой - участие в банде. - участие в совершаемых бандой нападениях   - создание сообщества, - руководство сообществом, - руководство, входящими в него структурными подразделениями, - создание объединения представителей организованных групп, - участие в преступном сообществе, - участие в объединении представителей организованных групп.  
Цели создания   любые: со­вершение преступлений или иные без совершения преступлений   для совершения нападений на граждан или организации   совершение любых преступлений
Категории пла­нируемых преступлений     любые   средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления     только тяжкие и особо тяжкие преступления
Наличие примечания об освобождении от уголовной ответственности   имеется   нет   имеется