Тема 1. Роль и место идеологии в жизни общества и государства
1. Сущность идеологии, её происхождение.
2. Политическая идеология, её специфика, функции.
3. Национальная и государственная идеология, составные элементы и механизм формирования.
1. Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без своей идеологии. Это относится и к Республике Беларусь. За время десятилетней самостоятельной жизни нашего государства выработана Конституция Республики Беларусь, основные принципы внутренней и внешней политики, а совокупность заложенных в них идей, принципов, идеалов и символов составляет сердцевину государственной идеологии.
Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.
Государство должно иметь устойчивую, независимую от конъюнктуры идеологию, обогащенную историческим опытом народа.
В условиях демократизации общества с одной стороны расширяется плюрализм идеологий, с другой возрастает проблема поиска оснований идентичности. В этих условиях выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов, консолидации его может и должно стать государство. Совокупность идей, представлений и убеждений можно назвать государственной идеологией. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов становится доминирующим в ее формировании. Государственная идеология в демократическом государстве представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства граждан или национальных интересов.
В процессе изучения данной темы мы встретимся с целым рядом терминов, таких как «идеология», «политическая идеология», «государственная идеология», «национальная идея» и др. Их различие и характеристика будет сделана ниже. Термин «идеология» [от греч idea – мысль и logos – слово, понятие] ввёл французский ученый Дестют де Траси в работе «Этюд о способности мыслить» и развил его в работе «Элементы идеологии» (1801– 1815, Т. 1-4). В его понимании идеология есть теория идей, т.е. учение о происхождении человеческих идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим.
Понятие «идеология» первоначально использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюция идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание. Дестют де Траси и его современники в идеологии видели особую науку, которая выясняет причины и законы формирования идей и составляет основу таких наук, как политика, педагогика, право.
Всесторонний анализ идеологии как общественного явления провели К.Маркс и Ф.Энгельс. Этой проблеме они посвятили специальный труд «Немецкая идеология (1845–1846 гг.)». Под идеологией они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой философии. Поскольку исходным принципом её является положение, согласно которому мир есть воплощение идей, они назвали её «идеалистической». Это представление они квалифицировали как ложное, извращённое отражение действительности. Данному подходу противопоставили свой, согласно которому мысли, идеи людей представляют собой продукт их материального жизненного процесса. «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7).
Классики марксизма трактовали идеологию как явление классовое, коренящееся в реальных противоречиях антагонистического общества. Следовательно, по их мнению, конкретные классовые интересы обусловливают характер той или иной идеологии.
Применение принципа историзма к изучению духовных явлений, деление идеологий на прогрессивные и реакционные, раскрытие характера их внутренней трансформации привело к анализу процесса возникновения и смены форм идеологий, раскрытию процесса становления буржуазной идеологии, превращения её из прогрессивной в реакционную. Раскрывались элементы прогрессивной общественной роли, которую приобретала буржуазная идеология в ранний период своего утверждения, и доказывался тезис о том, что в последующем она потеряла свою прогрессивную роль и стала тормозом развития. Тем самым марксизм утверждал потребность преодоления ложной и реакционной буржуазной идеологии и создания новой объективной теории общества.
Маркс и Энгельс выдвинули свою теорию как альтернативу буржуазной идеологии идеологическому буржуазному сознанию, называя её научным социализмом, пролетарским мировоззрением. Применительно к своей теории термин «идеология» они не употребляли, так как в их понимании идеология ассоциировалась с ложными, неистинными формами сознания. Однако объективно марксизм следует считать идеологией пролетариата, стремящегося и претендующего на историческую миссию перехода от капитализма к социализму.
Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, смогли найти научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который применил данное понятие к марксизму, идеологии пролетариата. В СССР марксистско-ленинская идеология была принята как официальная государственная идеология. Классический марксизм был возникшей в конкретно-исторических условиях середины XIX в. философской, социально-экономической и социологической теорией, с особыми претензиями на объективность, научность, исключительность, что и привело в дальнейшем на практике к абсолютизации целого ряда идей и взглядов.
Значительный вклад в разработку понятия идеологи внёс немецкий социолог Карл Манхейм. В своей книге «Идеология и утопия», вышедшей в 1929 г. Он анализирует сущность идеологии, пытается создать концепцию, объясняющую специфику отражения социальной действительности. К. Манхейм считает, что предпосылкой возникновения идеологии является ощущение недоверия и подозрения, которое человек на каждой данной стадии исторического развития обычно испытывает по отношению к своему противнику.
К. Манхейм признавал марксово положение о зависимости сознания от их бытия, системы воззрений, т.е. идеологии от реальных общественных, прежде всего экономических отношений. Вместе с тем он считал, что взгляды различных социальных групп продиктованы их непосредственными интересами. По его мнению, история общественной мысли – это столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», т.е. заведомо искажённым и неполным отражением социальной действительности. Следовательно, любая идеология представляет собой взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус‑кво, и поэтому она есть апология (защита) существующего общественного порядка. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят столь же необъективные и пристрастные взгляды обездоленных социальных слоёв, суть содержания которых есть обоснование необходимости уничтожения существующего порядка. Их представления К. Манхейм обозначает не как идеологию, а как утопию.
В настоящее время утвердилось понимание идеологии как формы выражения противостоящих социальных групп и общностей. Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В таком контексте идеология включает в себя миропонимание, лозунги и директивы деятельности, связанные с условиями жизни и практическими устремлениями определённых общностей людей.
Представление об идеологии сложилось ещё в древности, начиная с мифологических систем и религиозных учений, ибо в них осознавалось и оценивалось отношение людей к действительности и друг к другу. В дальнейшем представление об идеологии сложилось в форму систематизированных, логически взаимосвязанных идей и представлений, классическими образцами которых стали либерализм, консерватизм и социализм.
С момента появления идеологии существовали различные представления о её роли. Однако при всех расхождениях взгляды на идеологию различные теоретики ни К. Манхейм, ни Р. Михельс, ни Г. Моска, ни В. Парето не отрицали того общего, что идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом. При помощи идеологии вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей. Это означает, что идеология выполняет целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции (хотя в различных источниках называют до 6–7 функций), посему она играет важнейшую роль в жизни общества.
Следовательно, идеология является таким социальным инструментом, без которого невозможно функционирование государства. В современных условиях всякая социальная деятельность предполагает в качестве предпосылок определённые представления людей о существующих условиях жизни, осознание ими неудовлетворённых потребностей и интересов, целей и устремлений, обоснование выбора необходимых для ее достижения средств. Без этого любые социальные действия бессмысленны и вряд ли возможны. Идеология закрепляет усилия людей по созданию предпосылок своей деятельности, придаёт необходимый смысл социальной активности индивидов, групп и общностей. Если индивиды и их группы свободны от каких бы то ни было идейных представлений, то они и не являются социальными субъектами. Таковыми они становятся по мере превращения в носителей определённых воззрений. Неслучайно К. Маркс писал, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.422).
Как форма сознания идеология сложна. Претендуя на систематизированное изложение своего содержания, идеология по сути не обладает собственной системой понятий, пользуется понятиями всех гуманитарных наук. Любая идеология представляет собой совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных идей, взглядов, представлений, носителями которых выступают отдельные индивиды, социальные группы и общности, содержание которых отвечает их интересам. Поэтому в отличие от других форм общественного сознания содержание идеологии разнородно, иногда создаёт впечатление эклектичности, несогласованности её элементов.
Идеология всегда представляет определённую систему взглядов и идей, в которой осознаётся и оценивается отношение людей к социальной действительности и друг к другу. Поэтому внешними формами её выражения выступают социально-политические доктрины, учения и концепции. Причём идеология может быть зафиксирована в виде одного систематизированного учения (мировые религии, марксизм) или может быть рассеяна в виде многообразных текстов. Между ними могут возникать смешанные варианты.
Идеологии присущи определённые внутренние закономерности собственного развития. Всякая идеологическая конструкция возникает на основе использования понятий и идей, которые существовали в других формах сознания (в религии, науке, искусстве) и будучи оформленной в виде теоретической концепции начинает своё самостоятельное развитие. Такую развивающуюся на протяжении более или менее длительного исторического времени совокупность идей называют идейным течением.
Особенность идеологии как формы сознания состоит в тесной связи её содержания с интересами определённых социальных групп и общностей. Поэтому выделяют её виды: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, пролетарскую и мелкобуржуазную; а также с другой стороны: национальную, государственную, партийную, политическую, официальную, оппозиционную и др. По сферам социальной жизни идеология классифицируется на гуманитарную, экономическую, социальную. Также существуют и другие виды классификаций.
Можно сделать вывод о том, что каждый социальный субъект пытается представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов всего общества: точное или искажённое, объективное или субъективное, но – общество в целом. Причём это в равной мере относится как к восходящим, прогрессивным социальным субъектам, так и к нисходящим, реакционным субъектам политики. На самом деле, согласно К. Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей в обществе системой идей, идеалов и ценностей.
2.Политическая идеология представляет собой один из её видов, имеет свою специфику. Это – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации, общества – осознают своё положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Или иначе, это система идей и представлений, оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть или её использование с целью реализации своих интересов.
Специфика политической идеологии состоит в том, что содержание той или иной идеологии зависит от интересов социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Ибо это упорядоченная система представлений о существующей действительности или её изменениях с точки зрения определённой группы, общности. Поэтому её может отличать предвзятость, субъективность оценок действительности.
По мнению Л.С. Санистебана, при анализе содержания любой идеологии следует выделять два плана: явный и скрытый. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами. После установления явной стороны в содержании идеологии следует вскрыть неявную, скрытую сторону. Иначе говоря, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает, защищает данная идеология.
Поскольку политические идеологии внутренне противоречивы, это может быть причиной расхождения в понимании их содержания. Посему иногда на основе одной и той же идеологии могут возникать противоположные политические движения, например, социал-демократия и коммунизм.
Политическая идеология как форма общественного сознания выполняет следующие социальные функции.
Ориентационная функция – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.
Мобилизационная функция – побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.
Интегративная функция – наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.
Амортизационная функция – служит ослаблению социальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.
Функция выражения и защиты интересов определенной группы (социальная) – возникает на основе интересов какой-либо социальной группы и выражается в противопоставлении интересов этой группы интересам других групп. Когнитивная (познавательная) функция – отражает, с одной стороны, в процессе формирования социально-политических теорий, концепций и доктрин объективную реальность, а с другой – дает возможность социальным службам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений.
Легитимизирующая (оправдывающая) функция – состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.
Нормативная функция – задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.
Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней политической идеологии.
Уровни политической идеологии:
· теоретический, концептуальный уровень;
· программно-политический уровень;
· актуализированный уровень.
Теоретический, концептуальный уровень – наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.
Программно-политический уровень – на нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требование этого уровня – максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия.
Актуализированный уровень – позволяет элите (через изучение общественного мнения) определить степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их политическое поведение.
Существуют нравственные потребности в оправдании деятельности субъектов политических отношений, а политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершающими определённые политические действия. Поэтому все идейно-политические учения апеллируют к ценностям общества, пытаются представить соответствующие политические действия таким образом, что они направлены на реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие предстаёт уже не как произвольное выражение чьих-то интересов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и иных принципов.
Следует отметить, что все идеологии связаны с интересами различных социальных групп, которые их разделяют. Поэтому, защищая те или иные положения, они могут искажать действительность. Это ограничивает познавательную функцию идеологии. Недостаточно выдвинуть самые правильные, самые обоснованные идеи, важно их реализовать на практике. А социально-политическая реальность к этому не всегда готова.
Специфика идеологии заключается в том, что она ориентирована на выражение коренных материальных интересов значимого социального субъекта. А это прежде всего интересы экономические и политические. Это – интересы власти, стремление занимать доминирующую роль в каком-либо социальном слое, классе, обществе, государстве и т.д. Это также тесно связанные с властью интересы финансово-экономические, достижения богатства, материального благополучия. Значит, целью любой идеологии, её нервом является экономическая заинтересованность, властно-финансовая, политическая сущность. Важнейший объект и интерес всякой идеологии – государственная власть, финансово-экономическое могущество. Цели могут быть глобальными или локальными (в масштабе системы, государства, отношений различных социальных групп), а сущность та же – притязания на экономическую и политическую власть.
3. Нации как государственно организованные сообщества людей выступают как один из основных субъектов политических отношений. Следовательно, они также являются носителями определённых философских, экономических, политических, правовых, этических и религиозных идей, в которых они осознают себя как целостность, своё положение в окружающем мире, свои интересы как единого целого и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ вырабатывает определённую сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.
Доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл исторического сознания, называют национальной идеей. Содержанием национальной идеи являются ответы на вопросы, касающиеся смысла жизни: историческая судьба народа, его история, место в мире, цель существования, историческая культурная миссия, отношения с соседями и т.д.
Нациями не рождаются, а становятся. Свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл бытия. С одной стороны, она есть самосознание, самоидентификация нации, а с другой – её послание миру о своём бытии, о своих интересах и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея вырастает естественным образом из совокупности национальных черт и ценностей определённого народа.
Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретно-исторических условиях, развивается и формируется вместе с восстановлением и развитием самой нации. В различных исторических условиях, от эпохи к эпохе национальная идеология может видоизменяться, менять своё содержание и форму. Но при этом в содержании национальной идеологии сохраняется её генетическая основа, т.е. базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или её ассимиляции с другой национальной общностью.
Поскольку выразителем и основным инструментом реализации интересов любого народа является его государство, то образующую национальную идеологию, совокупность идей, представлений, убеждений, устремлений можно назвать также государственной идеологией или идеологией данного государства. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и государственной политики. Государство как форма самоорганизации в единое целое определённого сообщества людей с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. А если совокупность идей противоречит коренным интересам данной нации, она не может являться национальной и, соответственно, государственной идеологией.
Используется также и понятие «национально-государственная идеология». Государственно организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединить народ или народы во имя будущего, во имя цели. Без идеологии государство не состоятельно. Разрушение идеологии приводит к разрушению самого государства. Примером является печальный опыт СССР. Идея идеологизации, которая внедрялась в общественное сознание средствами массовой информации в условиях перестройки, привела к разрушению самого государства.
Хорошо сформулированная государственная идеология способствует эффективному развитию государства. Сенека сравнивал государство с кораблём: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра». Отсутствие государственной идеологии, которая консолидирует и сплачивает народ, отрицательно сказывается на развитии различных сфер жизни и общественной психики.
Не следует отказываться от понятия «государственная идеология» на том основании, что это понятие может быть связано с идеологией правящего правительства. Во многих демократических странах одна партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на фундаментальные ценности, разделяемые данным обществом. Та сила, которая совершит покушение на это, неизбежно утратит статус национальной и уйдёт с политической арены.
Государственная идеология – сложное образование. В качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.
Культурно-историческая составляющая государственной идеологии – это совокупность устоявшихся идей и представлений о происхождении и формировании данного народа, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытной общности, нации, а также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических и национально-культурных особенностей в контексте развития мировой цивилизации в целом.
Политическая составляющая государственной идеологии – это комплекс идей и представлений данного народа об условиях становления и особенностях институтов государственной власти, о сущности политической системы страны, о путях её дальнейшего развития. Сюда входят представления о характере социально-политического строя страны, целях и путях модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизни народа, а также совокупность идей о месте и роли народа в мировом политическом процессе.
Экономическая составляющая государственной идеологии – это весь комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Это представления народа об особенностях организации экономической жизни страны, его отношении к различным видам собственности, формам хозяйствования, распределению национального богатства и т.д. Это идеи и представления о месте и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.
Социогуманитарная составляющая государственной идеологии – это комплекс, осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека. Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Каждое государство имеет свои подходы в регулировании семейных отношений, нравственных норм и т.д.
Государственная идеология имеет несколько уровней: высший, средний и низший.
Высший уровень государственной идеологии составляют литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, имеющие научный характер.
Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это Конституция страны как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Низший уровень государственной идеологии – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии – политическая символик, книги, статьи, лекции, художественная литература, аудио- и видеопродукция, произведения искусства, вузовские лекции, школьные уроки и т.д. Распространение идеологии связано с проблемой сохранения её подлинного содержания, ибо в процессе усвоения может теряться её подлинный смысл.
На массовом уровне неизбежно упрощение идеологии, однако это не является препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных слоёв населения. Политические символы широко используются в пропаганде национально-государственной идеологии. Назначение символов состоит в том, чтобы, отражая в сознание реальность, обеспечивать связь между этой реальностью и воспринимающим субъектом. Политическая символика закрепляет и пропагандирует существенные аспекты национально-государственной жизни. К государственным символам обычно относят флаг, герб и гимн государства (в Республике Беларусь это – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн).
К атрибутам государственности могут относиться явления знакового характера, указывающие на существенные аспекты жизнедеятельности государства, народа. К ним относятся исторические даты, политические ритуалы, архитектурные сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, денежные знаки, политическая топонимика, национальные и политические деятели.
Политическими символами могут являться понятия, которые выражают национально-государственную идеологию: идеал, девиз, проект, лозунг; призыв, афиша, пароль, плакат, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентёр. Все они имеют широкую практику употребления в политической жизни.
Как осуществляется механизм государственной идеологии? Производством политических идей занимаются не только отдельные лица, но и организации и учреждения. Итак, совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии.
Существуют два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. В СССР и других странах бывшего социалистического лагеря существовал централизованный аппарат, сеть специализированных идеологических центров. Но поскольку всё это происходило под давлением сверху и жёстко навязывалось, этот механизм встречал сопротивление со стороны значительной части населения.
Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Распространением политических идей занимались там кроме органов власти университеты, исследовательские центры, общественные фонды, партии, движения, газеты, журналы, издательства и т.д. В качестве идеологов обычно выступают советники в органах власти, сотрудники секретных служб, писатели, журналисты, политики, политологи, философы, историки, социологи и т.д. Эти люди образуют связную идеологическую среду, – как отмечает А. Зиновьев. – Они делают отбор, систематизацию идей и учений, издают и переиздают сочинения определённых авторов, готовят справочники, учебники. Действуют весьма согласованно, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, становиться известными (см. Зиновьева А.А. «На пути к сверхобществу. М., 2000»).
Российский академик Н.Н. Моисеев подчёркивает возрастающую ответственность интеллигенции за судьбы общества: «И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьёзное влияние на судьбу страны и помогло сформулировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определённого видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными». [Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Социально-гуманитарные знания, 1999, №4, с.173–174]
В литературе высказывается мысль о том, что производством идей, их обновлением должны заниматься сотрудники аппарата власти, научно-исследовательские центры, преподаватели вузов, работники средств массовой информации, учреждений культуры. Становление гражданского общества невозможно без согласования индивидуальных, групповых и общих интересов, их баланса. Государственная идеология должна быть концентрированным выражением мнений большинства членов сообщества на основе плюрализма мировоззрений, а правительство должно заботиться о реализации коренных интересов нации в целом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Научное представление об идеологии сформировалось не сразу, а постепенно, начиная с идеологических систем и религиозных учений в процессе освоения людьми социальной действительности и развития самого общества, научных представлений о нем.
2. Идеология может играть в обществе различные роли, присущие ей определенные внутренние закономерности. Политическая идеология как форма общественного сознания выполняет важнейшие функции в развитии общества.
3. Национальная идеология в конкретных исторических условиях может становиться доктриной государственной власти и государственной политики.