МЕСТНОДЕЙСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА
Методическая разработка для студентов
Рекомендованная литература.
Основная: 1.Харкевич Д.А. - Фармакология. Учебник - 10-е изд., М., ГЭОТАР-Медиа, 2009. -752 с.
Дополнительная: 1.Харкевич Д.А. - Основы фармакологии. Учебник – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 720 с.
Блок информации разработанной на кафедре:
2.Данилова В.К., Вдовина Г.П. - Пособие к практическим занятиям по фармакологии для студентов медицинских вузов (факультетов).- Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава, 2011.- Ч. 1. – 170 с.
Утверждаю зав. каф. фармакологии, проф. Г.П. Вдовина «___»______________ |
ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Минздрава России
Кафедра фармакологии
Курс -IIIсеместр -V
Факультет: педиатрический
1. Тема: МЕСТНОДЕЙСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА
2.Значение изучения темы. Составить представление о группах местнодействующих средств, возможности их практического использования.
3. Цель занятия:изучить основные положения фармакодинамики и фармакокинетики местнодействующих средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания к их применению, освоить выписывание препаратов.
Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы местнодействующих средств, перечень препаратов группы (МНН и торговые названия, некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.
Студент должен уметь: анализировать эффекты местнодействующих средств в графиках, таблицах, слайдах, выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.
Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных средств данной фармакологической группы, в том числе детям и подросткам – для педиатрического факультета.
Формируемые компетенции: ОК -1, ОК – 4, ПК – 1, ПК - 7, ПК - 10, ПК - 21
4. Самоподготовка к занятию:
Цель самоподготовки:студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты на местнодействующие лекарства, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; студент должен владетьнавыками решения ситуационных задач по теме занятия и навыками использования дополнительной литературы, а также интернет ресурсов.
Работа с методической разработкой кафедры по теме: «Местнодействующие средства».
Базисные разделы для повторения: строение афферентного отдела нервной системы, рефлекторной дуги, рецепторов; механизмы передачи нервных импульсов; особенности транспорта через биологические мембраны липофильнных и гидрофильых молекул препаратов, правила выписывания рецептов.
Препараты и вопросы для подготовки к занятию:
Препараты:
Анестетики: Бензокаин (анестезин), тетракаин (дикаин), *прокаин (новокаин), *лидокаин(ксикаин), бупивакаин, артикаин;
Вяжущие: Танин, висмута субнитрат (висмута нитрат основной), висмута субгаллат (дерматол), квасцы алюминиево-калиевые (квасцы), цинка оксид, отвар коры дуба;
Обволакивающие: Алгелдрат (алюминия гидроокись), алгелдрат и магния гидроксид (альмагель), слизь из крахмала;
Адсорбирующие: Магния гидросиликат (тальк), *уголь активированный, кремния диоксид коллоидный (полисорб), смектит диоктаэдрический (смекта);
Раздражающие: Ментол, *раствор аммиака 10%, терпентинное масло очищенное (скипидар), горчичники.
Теоретические вопросы для подготовки к занятию:
1. Местнодействующие средства. Определение понятия. Класификация.
2. Местноанестезирующие средства. Определение понятия. История открытия.
3. Классификация по химическому строению. Локализация и механизм действия. Последовательность влияния местных анестетиков на разные виды чувствительности. Условия, влияющие на действие препаратов (концентрация раствора, рН среды, вид растворителя, состояние организма и др.).
4. Сравнительная характеристика местных анестетиков по фармакокинетике, активности, клиническому применению для разных видов анестезии, в том числе у детей и подростков. Для педиатрического факультета.
5. Токсические эффекты местных анестетиков, меры их предупреждения. Помощь при отравлении. Кокаинизм.
6. Вяжущие средства. Определение понятия. Классификация (органические и неорганические). Механизм действия. Показания к применению, в том числе в педиатрии. Для педиатрического факультета.
7. Обволакивающие и адсорбирующие средства. Механизм действия. Показания к применению. Использование в лечении отравлений
8. Раздражающие средства. Стимуляция окончаний чувствительных нервов и возникающий при этом рефлекторный эффект. Понятие о зонах Захарьина - Геда. Отвлекающий и трофический эффекты. Применение, в том числе в педиатрии.
Задания для подготовки практической части занятия
А) Выписать рецепты:
1. Тетракаин для смазывания слизистой глотки.
2. Прокаин для инфильтрационной анестезии на физ. растворе.
3. Бензокаин в таблетках.
4. Раствор танина глицериновый для смазывания десен.
5. Полисорб.
6. Спиртовый раствор ментола для втираний.
Б) Уметь выбрать и выписать в рецепте:
1. Раздражающее средство для рефлекторного возбуждения дыхания.
2. Адсорбирующее средство для лечения отравлений
3. Наиболее активный местный анестетик из группы амидов для проводниковой анестезии
МНН | Торговое название | Формы выпуска | Способ применения |
*Прокаина гидрохлорид *Procaini hydrochloridum | *Новокаин Novocainum | *Р-р 0,25% и 0,5% во флаконах по 200 и 400 мл Р-р 0,25% и 0,5% в амп. по 1, 2, 5, 10, 20 мл | Для инфильтрационной анестезии. |
*Р-р 1 % и 2% в амп. по 1, 2, 5, 10 мл | Для проводниковой и спинномозговой анестезии. | ||
Суппозитории ректальные по 100 мг | По 1 свече в прямую кишку 1-2 раза в день. | ||
Мазь 5% и 10% | Наносить на поражённый участок кожи. | ||
*Лидокаин *Lidocaine | *Лидокаина гидрохлорид Lidocainum hydrochloridum Ксикаин Xycainum | *Р-р 0,25% и 0,5% | Для инфильтрационной анестезии. |
*Р-р 1% в амп. по 10 и 20 мл *Р-р 2% в амп. по 2 и 10 мл | Для проводниковой и спинномозговой анестезии. | ||
*Р-р 1%-5% | Для терминальной анестезии. | ||
Бупивакаин Bupivacainе | Бупивакаина гидрохлорид Bupivacainum hydrochloridumМаркаин Marcainum | Р-р 0,25% ; 0,5% и 0,75% в амп. по 5 мл | Для проводниковой и спинномозговой анестезии. |
Артикаин Articaine | Артикаина гидрохлорид Articaini hydrochloridum Ультракаин Ultracainum | Р-р 1% и 2% в амп. по 5 и 20 мл | Для инфильтрационной и проводниковой анестезии. |
Тетракаин Tetracaine | Дикаин Diсainum | Р-р 0,25-2% | Для терминальной анестезии по 2-5 мл |
Бензокаин Benzocaine | Анестезин Anaesthesinum | Табл. по 300мг Суппозитории ректальные по 50 и 100 мг Мазь 5% | По 1 таблетке 3-4 раза в день. По 1 свече в прямую кишку 1-2 раза в день. Наносить на поражённый участок кожи. |
Танин Tannin | Танин Tanninum | Р-р 0,5% | Для промывания желудка. |
Р-р 1-2% | Для полоскания горла, рта. | ||
Р-р 5-10% | Для обработки поражённых участков кожи. | ||
Отвар коры дуба Decoctum corticis Quercus | 20,0 – 200 мл (1:10) 40,0 – 200мл (1:5) | Для полосканий. Для обработки поверхности ожогов. | |
Висмута субнитрат Bismuth subnitrate | Висмута нитрат основной Bismuthi subnitras | Табл. по 250 и 500 мг Присыпка 5-10% Мазь 10% | По 1-2 табл. 3-4 раза в день. Наносить на поражённый участок. Наносить на поражённый участок. |
Висмута субгаллат Bismuth subgallate | Дерматол Dermatolum | Присыпка 5-10 % Мазь 10% | Наносить на поражённый участок. Наносить на поражённый участок. |
Цинка оксид Zinc oxid | Цинка оксид Zinci oxydum | Паста 25% по 25 и 40 г. Мазь 10% по 25 г. | Наносить на поражённые участки кожи. |
Магния гидросиликат Magnesium hydrosilicate | Тальк Talcum | Порошок | В присыпках, пастах наносить на поражённые участки кожи. |
Алгелдрат Algeldrat | Алюминия гидроокись Aluminii hydroxydum | Табл. по 500 мг | По 1 табл. 3 раза в день. |
Алгедрат и магния гидроксид Algeldrate+ Magnesium hydroxide | Альмагель Almagelum | Флаконы по 170 мл | По 1-2 чайной ложке 4 раза в день. |
Слизь крахмала Mucilago Amyli | Слизь | Внутрь по 1-2 ст.ложке или в клизмах по 15-30 мл. | |
Кремния диоксид коллоидный Silicium dioxide colloidal | ПолисорбPolisorb | Дозированный порошок по 1г; 3г Пор. недозированный по 20, 30 и 50 г | По 1 пор. 3-4 раза в день в виде вводной взвеси По 1 столовой ложке (2-3 грамма) 3-4 раза в день в виде водной взвеси. |
*Уголь активированный Carbo activatus | *Уголь активированый Carbo activatus | *Порошок *Табл. по 250 и 500 мг | Внутрь в виде водной взвеси при отравлениях по 20-30 г. По 4-8 табл.3-4 раза в день при метеоризме. |
Смектит диоктаэдрический Smectite dioctaedric | Смекта Smecta | Порошок по 3 г | По 1 порошку 3 раза в день, предварительно растворив в 0,5 стакана воды. |
Ментол Menthol | Ментол Mentholum | Р-р 1-2% масляный Р-р 1-2% спиртовый | Для ингаляции по 15-20 капель на стакан воды; капли в нос. Для растираний. |
*Раствор аммиака Solutio Ammonii 10% | *Раствор аммиака Solutio Ammonii caustici | *Р-р в амп. по 1 мл Флаконы по 10, 40 и 100 мл | Ампулу раздавить в кусочке ваты и вдыхать при обмороке. Для мытья рук 25 мл на 5 литров воды. Внутрь по 5-10 капель в 100 мл воды при остром алкогольном отравлении. |
Терпентинное масло Terbinthinae oleum | Масло терпентинное очищенное Oleum Terebinthinae rectificatum | Флаконы по 50 мл Мазь 20% Линимент 40% | Для растираний. Для растираний. Для растираний. |
Горчичники Charta sinapisata | Листы бумаги, покрытые обезжиренным порошком горчицы | После смачивания в тёплой воде накладывать на кожу на 5-15 минут. |
ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ:
Определите лекарственный препарат:
1. Относится к группе эфиров ароматических кислот, практически не растворимо в воде, назначается внутрь, в свечах, в мазях, присыпках, масляных растворах наружно. Вызывает терминальную анестезию. (Ответ: бензокаин)
2. Препарат обладает раздражающим, лёгким местным обезболивающим действием. Применяется наружно при невралгиях и миалгиях, интраназально или ингаляционно при инфекциях верхних дыхательных путей, в виде карандаша при мигрени. Входит в состав препарата «Валидол», применяемого для лечения стенокардии. (Ответ: ментол)