Народовластие как основа конституционного строя России. Формы народовластия

Конституционные основы публичной власти в РФ

В любом действительно правовом государстве единственный источник власти это народ. Согласно ст. 3 Конституции России, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами России.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства.

Если говорить о составляющих народовластия в РФ, то можно назвать такие ее элементы как:

1) коллективный субъект - граждане РФ;

2) объект - власть.

Народ осуществляет власть в следующих формах:

Прямая демократия Косвенная демократия
Непосредственно Через органы государственной власти Через органы местного самоуправления
Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выраже-ния власти народа референ-дум и свободные выборы. Данная форма имеет юриди-чески значимый результат (общеобязательность реше-ния, управомочие депутатов на осуществление своих обязанностей). Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги, шествия, обраще-ния, всенародные обсужде-ния законопроектов и др.). Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, определенной "специализации" и оперативности, при осуществлении функций государства, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы. Это относится не только к законодательной ветви. Исполнительная и судебная власть также связаны волей народа, определяющей их деятельность. Действие этой формы охватывает низовой уровень отношений власти. Управленческая деятель-ность здесь обладает определенной спецификой, а незначительный масштаб не позволяет эффективно применять мощь и силу огромного государствен-ного аппарата (скажем, создавать министерства на уровне района). В то же время, эта область наибо-лее близко соприкасается с народом, поэтому выводить ее из сферы действия народовластия было бы неоправданным упущением.

Непосредственноенародовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. В законах Российской Федерации можно встретить следующие виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы.

Конституционные гарантии народовластия - выборы в Российской Федерации проводятся на основе: добровольности и всеобщего равного прямого тайного голосования.

В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть:

  • способом принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
  • формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через выборные представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодательную власть. Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других государственных органов связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.

Органы представительной демократии:

  • высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, парламенты субъектов Российской Федерации, городские думы и т. д.);
  • единоличные органы (Президент РФ, мэры городов)

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

  1. органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
  2. органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
  3. органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия:

  • обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
  • народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
  • участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
  • индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.