Государственно-управленческая мысль в форме административного права

С 60-х годов XIX в. и до 1917 г. — это период перехода науки полицейского права в науку административного права. Причинами перехода были:

· резкое сужение в результате реформ 60—70-х годов компетенции органов полиции. и передача в ведение земских губернских и уездных органов значительного количества дел (хозяйство, финан­сы, просвещение, культура, социальное обеспечение);

· кардинальные изменения администативно-правового статуса личности. Основной житель России — крестьянин — в соответствии с Общим положением о крестьянах 1861 г. получил право принимать участие в управлении селом и волостью, а на основе Судебных уста­вов 1864 г. — право обжаловать в случае нарушения его прав и свобод действия должностных лиц, обращаясь в такие институты власти, как земский начальник, губернское смешанное присутствие и Правитель­ствующий сенат;

· расширение поля административно-правовых отношений, для регламентации которых полицейское право оказалось узкой отраслью права.

Таким образом, во второй половине XIX в. понятия «полиция», «полицейское право», «полицейская деятельность» стали утрачивать свое универсальное значение, оказались слишком узкими для возникших новых административно-управленческих, административно-правовых решений.

Переход к науке административного права включали в себя:

1. научное признание понятия «административное право» и определение его места в качестве наименования отрасли и научной дисциплины;

2. разработку новых понятий — «государственное управление», «исполнительная власть», указывавших на такую обширную сферу общественных отношений, с регламентацией которых полицейское право уже не могло справиться;

3. трактовку исполнительной власти как системы органов, подразделяющихся на «администрацию» и «полицию» с их точно определенной компетенцией. В научном отношении понятия «администрация» и «полиция» должны были заменить изжившие себя понятия «полиция благоустройства» и «полиция безопасности» с их недостаточно определенным содержанием;

4. Регламентация института административного (полицейского) принуждения и классификация его на различные виды, декларирование прав и свобод граждан;

5. разграничение актов органов государства на законы и акты управления (распоряжения) и классификацию актов как актов органов исполнительной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на два вида: распоряжения-акты управления нормативного характера и предписания-акты управления индивидуального назначения, адресованные конкретным лицам;