Демократические режимы
Демократический политический режим основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.
Характеризуется следующими чертами:
- Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;
- Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";
- Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;
- Правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;
- Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его;
- Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
- Принцип большинства и принцип меньшенства.
Демократия может осуществляться посредством двух форм:
- прямой (непосредственной)
- представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Основные виды демократических режимов:
· Либерально демократический (характеризуется приоритетом личности и ее прав и свобод а роль государства сводится к защите этих прав и свобод)
· Консервативно-демократический (опирается на политические традиции)
Условия формирования и функционирования демократического политического режима:
- Политические, которые характеризуются развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, наличием политического плюрализма;
- Экономические условия предполагают наличие: высокого уровня индустриального и экономического развития в целом, высокой степени урбанизации, развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной конкурентной экономики и, наконец, плюрализм форм собственности;
- Внешнеполитические условия обусловлены: прямым военным, политическим, экономическим, культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических государств, а также стабильными дружественными отношениями с другими государствами и отсутствием военной угрозы.
- Социальные условия заключаются в относительно высоком уровне благосостояния граждан, в сглаживание социального неравенства, в рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), в социальном плюрализме и в наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.
- Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность в целом), гражданскую политическую культуру и демократические традиции.
- 6)Религиозные условия предполагают наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).
Гарантии функционирования:
- Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
- Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
- Своевременное полное политическое информирование граждан.
- Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.
- Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.
Любой политический режим, в том числе и демократия, - благо лишь тогда, когда он соответствует политической культуре и менталитету народа, когда демократические правила игры признаются и принимаются подавляющим большинством граждан, когда можно говорить о самодисциплине, об уважении к закону.
Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях, например в периоды войн, острых кризисов, когда нужно основываться скорее не на добровольных побуждениях гражданка на требованиях времени.
Переход к демократии требует длительного промежутка времени и целесообразен лишь тогда, когда общество испытывает в ней необходимость. Насаждение демократии «сверху» неспособно не только построить демократию, но и подрывает имеющийся порядок в обществе, когда демократические реформы превращаются в ширму для безнравственной деятельности, растаскивания государственного достояния и разрушения самого государства.