Нормативистская теория права
Теория естественного права
Теологическая теория права.
Теории права
Основоположник - Фома Аквинский.
Данная теория исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю бога и высший разум.
Теория естественного права получила распространение в XVII — XVIII вв.
Ее главными авторами были Г.Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, III-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев.
Суть теории естественного права в том, что:
· право и закон - не одно и то же;
· законы(писаное, "позитивное" право) созданы законнодателями (людьми) и приняты государственными органами;
· право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;
· право- совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);
· не всегда законы соответствуют естественному праву;
· права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Естественные права человека принадлежат ему от рождения, они не могут дароваться или отниматься государством.
Государство, устанавливая правила поведения, может как учитывать естественное право, так и попирать его. Поэтому, по мнению сторонников естественно-правовой концепции, закон может быть как правовым, так и неправовым, не соответствующим природе человека.
Раньше естественные права человека не были закреплены в каких-либо документах. Позднее они были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.
Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XVIII в. Ее авторами считаются Г. Кельзен - австрийский политик и правовед; Р.Штаммлер - немецкий юрист и социолог; П.И.Новгородцев - русский ученый-правовед.
Суть нормативистской теории составляют следующие положения:
· право является пирамидой норм;
· во главе данной пирамиды стоит, "суверенная норма"- (конституция);
· каждая норма в данной, иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;
· сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;
· право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например, естественного);
Сторонники нормативистской теории права не признают существования естественного права. Они считают, что нельзя всерьёз говорить о нормах, которые нельзя увидеть, прочитать.