Эластичность.
Эластичность – степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
Виды эластичности:
1. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса).
2. Эластичность спроса по доходу.
3. Перекрестная эластичность.
4. Эластичность предложения по цене.
1. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение цены товара.
Мера эластичности – коэффициент эластичности :
;
- коэффициент точечной эластичности.
Преобразуем: , где
,
.
Коэффициент дуговой эластичности (Р – цена, Q – спрос):
Находят эластичность в центральной точке.
Коэффициент дуговой эластичности -
,
.
Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменилась величина спроса при изменении цены товара на 1 %.
Коэффициент всегда отрицательный. Чтобы использовать положительные величины нужно брать коэффициент по модулю
.
Типы эластичности:
Коэффициент по модулю:
.
1. Если - абсолютно совершенно неэластичный спрос.
2. Если - совершенно эластичный спрос.
3. Если - единичная эластичность спроса.
4. Если - эластичный спрос.
5. Если - неэластичный спрос.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:
1. Степень необходимости данного товара для потребления. Чем более необходимым является потребление данного товара, тем менее эластичен спрос на него и наоборот.
2. Наличие на рынке товаров заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем выше эластичность спроса на данный товар.
3. Удельный вес в доходе потребителей. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность.
4. Фактор времени. Для многих товаров спрос более эластичен с течением времени. Для товаров длительного пользования спрос более эластичен в краткосрочный период, чем в долгосрочный.
5. Степень агрегированности товара. Под агрегированием понимается объединение товара с другими товарами во все более расширяющиеся группы, чем менее агрегирован товар, тем выше эластичность.