Эластичность.

Эластичность – степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Виды эластичности:

1. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса).

2. Эластичность спроса по доходу.

3. Перекрестная эластичность.

4. Эластичность предложения по цене.

 

1. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение цены товара.

Мера эластичности – коэффициент эластичности :

;

- коэффициент точечной эластичности.

Преобразуем: , где , .

Коэффициент дуговой эластичности (Р – цена, Q – спрос):

 

 

Находят эластичность в центральной точке.

Коэффициент дуговой эластичности -

, .

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменилась величина спроса при изменении цены товара на 1 %.

Коэффициент всегда отрицательный. Чтобы использовать положительные величины нужно брать коэффициент по модулю .

Типы эластичности:

Коэффициент по модулю: .

1. Если - абсолютно совершенно неэластичный спрос.

2. Если - совершенно эластичный спрос.

3. Если - единичная эластичность спроса.

4. Если - эластичный спрос.

5. Если - неэластичный спрос.

 


 

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

1. Степень необходимости данного товара для потребления. Чем более необходимым является потребление данного товара, тем менее эластичен спрос на него и наоборот.

2. Наличие на рынке товаров заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем выше эластичность спроса на данный товар.

3. Удельный вес в доходе потребителей. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность.

4. Фактор времени. Для многих товаров спрос более эластичен с течением времени. Для товаров длительного пользования спрос более эластичен в краткосрочный период, чем в долгосрочный.

5. Степень агрегированности товара. Под агрегированием понимается объединение товара с другими товарами во все более расширяющиеся группы, чем менее агрегирован товар, тем выше эластичность.