Вопрос 4 Виды АП отношений.

28.09.2011

1) Обязанности и права сторон в АП отношениях всегда связаны с деятельностью гос. администрации, т. е. связаны с практическим осуществлением определённых действий в сфере гос. управления, что соответствует предмету АП.

2) обязательным условием возникновения ап отношений является участие в них обязательной стороны, коей является субъект исполнительной власти. Данная особенность рассматриваемых отношений определяется тем, что в них непосредственно выражаются и реализуются интересы государства. Выразить же их могут только официальные представители государства, наделённые полномочиями юридически властного характера. Здесь имеется ввиду органы исполнительной власти и выступающие от их имени должностные лица.

АП отношения практически невозможны без участия стороны, наделённой полномочиями по юридически властному решению вопросов, возникающих при осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности и в связи с ней.

3) АП отношения, как правило (чаще всего), возникают по инициативе одной из сторон, коей может быть орган исполнительной власти, должностное лицо, гражданин и т. п. Более того, эти отношения возникают вопреки желанию и согласию другой стороны. Этим они отличаются от ГП отношений договорного характера. Орган административной власти действует юридически властно, его предписания являются обязательными для других независимо от их желания и согласия, например, приказ министерства обязателен для всех нижестоящих звеньев данной отраслевой системы. Возможные споры между сторонами АП отношений разрешаются не только в судебном, но и в административном порядке, т. е. путём непосредственного юридически властного распоряжения полномочного органа или должностного лица, основанных на положениях действующего законодательства. Таким образом разрешается большинство жалоб граждан на неправильные действия должностных лиц. Следует, однако, иметь в виду, что с принятием действующего КОАП многие категории споров, возникающих из АП отношений, разрешаются не иначе, как в административно-судебном порядке, например, жалоба на неправильную выдачу ордера на жилое помещение, разрешается только судом.

5) нарушение одной из сторон АП отношения требований норм административного права вне зависимости от того, кот в этом виноват – субъект юридически властных полномочий или гражданин, влечёт за собой, как правило, ответственность перед государством в лице его уполномоченного органа. В месте с тем, возможна также и ответственность в судебном порядке, например, за правонарушение в сфере общественного порядка. Такой характер ответственности объясняется тем, что практически нарушаются интересы государства в сфере распорядительной и исполнительной деятельности.

Вопрос 2 Структура АП отношения. Как любое другое правоотношение, административное правоотношение имеет свой состав, т. е. свою структуру. Она включает в себя следующие элементы: субъект, объект и содержание. Под субъектом АП отношения понимается тот, кто наделён правами и обязанностями, предусмотренными и обеспеченными нормами АП и способный их практически реализовать.

В роли субъектов АП отношений имеются ввиду:

1) Граждане РФ;

2) Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды);

3) Госорганы, их структурные подразделения, их предприятия, учреждения и иные госорганизации;

4) Госслужащие;

5) Негосударственные формирования (коммерческие организации, общественные и религиозные объединения и другие). По существу, речь в данном случае идёт о всех субъектах АП, которые под влиянием юридических фактов становятся участниками АП отношений.

В общей теории права всех субъектов права принято делить на 2 группы: граждане и организации. Критерии такого деления сомнения не вызывают, однако, название обеих групп представляется неудачным, поскольку неточно отражает круг участников правоотношений, не учитывает их большого разнообразия. С учётом этого, в науке АП считается более оправданным вести речь об индивидуальных и коллективных субъектах. Такое название более точно отражает состав как той, так и другой общности, и сам критерий классификации. Общим условием для вступления как индивидуальных, так и коллективных субъектов, является наличие у них административной правоспособности. Под административной правоспособностьюпонимается комплекс обязанностей и прав в сфере исполнительной и распорядительной деятельности, предусмотренных и обеспеченных нормами АП. Данное условие является безусловно необходимым, но недостаточным, т. к. само по себе оно ещё не свидетельствует о наличии конкретных АП отношений. Для этого также необходимо, чтобы индивидуальный или коллективный субъект обладал ещё и административной дееспособностью, т. е. способностью практически реализовать в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические обязанности и права. Сочетание административной правоспособности и административной дееспособности (праводееспособности) создаёт условия, при которых субъект АП становится и субъектом (участником, стороной) АП отношения.

Административная правоспособность органов исполнительной власти выражается в компетенции, которой наделяется каждый из них при образовании. Компетенция органов фиксирует круг осуществляемых им управленческих функций, т. е. предмет ведения, а также объём необходимых для их реализации правомочий, т. е. обязанностей и прав. Административная праводееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенций. Различают общую и специальную праводееспособность органов исполнительной власти. Общая правоспособность выражается в предоставляемой этим органом возможности осуществлять управленческую деятельность в пределах их компетенций. Специальная правоспособностьдополняет общую и выражается в возможности органов исполнительной власти осуществлять специфические задачи или функции управления, например, контрольно-надзорную, юрисдикционную деятельность и т. п. Нередко создаются органы, предназначенные для решения такого рода задач, например, гос. инспекции, административные комиссии. Как общая, так и специальная правоспособность органов исполнительной власти находит своё выражение в их общей и специальной дееспособности.

Административная праводееспособность госпредприятий, учреждений и организаций практически выражается в деятельности их органов управления, например, в деятельности администрации предприятия. Эти органы в пределах своей компетенции реализуют административно-правовые обязанности и права, установленные для предприятий, учреждений и организаций, представляют их во внешних отношениях административно-правового и иного, напр., гражданско-правового характера. Административная праводееспособность госслужащих определяется характером их деятельности и, как правило, закрепляется либо в спецположениях, либо в должностных инструкциях. Эти праводееспособность имеют производный характер от компетенции того органа исполнительной власти, в котором госслужащие занимают соответствующую должность. Определённой административной праводееспособностью обладают общественные объединения. Нормы АП определяют, в частности, основные виды АП отношений с участием общественных объединений. Такого рода отношения складываются, однако, не внутри негосударственных формирований, а в той сфере, где они взаимодействуют с органами исполнительной власти. Административной праводееспособностью обладают граждане. Объём их административных обязанностей и прав определяется действующим законодательством.

В каждом конкретном АП отношении его стороны-участники осуществляют те предоставленные им права и несут те возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект – то, по поводу чего возникает правоотношение. Объектом АП отношений является поведение людей, т. е. их действия, с помощью которых реализуются предусмотренные нормами АП обязанности и права участников данных правоотношений. Без совершения предусмотренных АП нормами действий, также, как и без воздержаний от совершения действий, когда подобное также предусмотрено АП нормами, административные правоотношения беспредметны. Обязанности и права участников АП отношений находят своё практическое выражение в их действиях, различных по своему назначению и содержанию. Эти действия могут быть связаны, во-первых, с осуществлением повседневных задач исполнительно-распорядительной деятельности, например, с изданием правового акта управления, во-вторых, с личными нематериальными благами, например, здоровье, достоинство человека, в-третьих, с реализацией субъективных обязанностей и прав, например, право на обжалование незаконных решений должностных лиц; в-четвёртых, с материальными предметами (вещами). В последнем случае объектом АП отношений служит не сама вещь, а соответствующие действия людей по поводу данной вещи. Что же касается самих вещей, продуктов творческой деятельности и личных нематериальных благ, то их следует рассматривать не в качестве объектов, а в качестве предметов правоотношений.

В содержании АП отношений различают 2 стороны: материальную, которая выражается в поведении субъектов, и юридическую, которая выражается в субъективных юридических обязанностях и правах.


 

 

Вопрос 3 Основание возникновения, изменения и прекращения АП отношений.АП отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличиии условий и обстоятельств, определяемых нормами АП, т. е. на основании юридических фактов. В таком качестве предусматриваются действия и события. Действия – такие юридические факты, которые являются результатом активного волеизъявления людей. Различают правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия характеризуются тем, что всегда соответствуют требованиям норм АП. Основным их видом, характерным для АП отношений, являются юридические акты, т. е. такие действия, которые явно направлены на то, чтобы вызвать явные юридические последствия (правоотношения). Для сферы исполнительной и распорядительной деятельности наиболее типичными являются правовые акты органов исполнительной власти и выступающих от их имени должностных лиц, имеющие ненормативное (индивидуальное) значение, например, приказ руководителя органа исполнительной власти о назначении конкретного лица на должность государственной гражданской службы вызывает возникновение АП отношения гражданской службы. Неправомерные действия, т. е. не соответствующие нормам АП, представляют собой правонарушение и влекут возникновение АП отношений по поводу применения к виновным в их совершении лицам соответствующих мер юридической ответственности, в частности, административной и дисциплинарной ответственности. Неправомерными могут быть и бездействия, например, уклонение от уплаты налога.

Событиямипризнаются явления, независимые от воли людей, например, рождение, смерть человека, стихийное бедствие (землетрясение, наводнение и т. п.). В связи с различного рода событиями возникают конкретные АП отношения. Например, рождение ребёнка вызывает возникновение АП отношения по поводу его регистрации. Таким образом, АП отношения возникают, изменяются и прекращаются в результате, как правило, соответствующих действий любого из их участников.

АП отношения неоднородны. Классификация:

А) в зависимости от конкретного содержания:имущественного и неимущественного характера.

Б) по целевому назначению:правоотношения, связанные с решением задач госуправления (напр., по руководству подчинёнными учреждениями) и юрисдикционные (связанные с совершением административных деликтов - правонарушений в сфере госуправления и связанные с разрешением АП споров).

В) по способу защиты:в административном либо судебном порядке.

Г) материальные и процессуальные

Наиболее существенное значение имеет

Д) в зависимости от характера юридических связей между их участниками: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные складываются между субъектами, у одного из которых имеется установленное нормами АП полномочие одностороннего юридически властного характера, которых не имеет другой участник данного правоотношения. Такого рода связи наиболее типичны для сферы действия норм АП. Главное – принятие в одностороннем порядке управленческого решения, имеющего обязательную силу для другого участника этого правоотношения. Горизонтальные подразделяются на

а) отношения подчинения (субординационные), например, отношения между выше- и нижестоящими органами управления;

б) отношения между организационно-несоподчинёнными звеньями аппарата госуправления, когда одно из этих звеньев наделяется определённым объёмом односторонних юридически властных полномочий, обязательных для неподчинённой стороны. Например, некоторые федеральные министерства вправе издавать по вопросам своей компетенции обязательные для неподчинённых им органов управления предприятий, учреждений и организаций юридические акты. К этой группе относятся также АП отношения, возникающие между контрольно-надзорными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися объектами контроля и надзора, но организационно им неподчинёнными.

В) отношения между органами управления и гражданами, в рамках которых органы исполнительной власти адресуют гражданам свои юридически властные предписания, обязательные для исполнения, например, предписания, связанные с совершением административных правонарушений или связанные с невыполнением закона «О военной службе».

Г) при юридическом и фактическом равноправии. Здесь отсутствует организационная соподчинённость и юридически властные полномочия между сторонами. Такие отношения складываются, например, между двумя министерствами по поводу издания совместного юридического акта.

Д) горизонтальными можно считать отношения между органами управления и гражданами, в связи с обращением последних с заявлениями и жалобами либо возникающие в связи с их поступлением на гражданскую службу и т. п. Горизонтальные АП отношения чаще всего предшествуют возникновению связей вертикального характера, являясь, по существу, их предпосылкой.

Раздел II Субъекты АП