Тема 6 Источники АП

Под источником АП понимаются конкретные внешние формы его выражения. Характерной особенностью АП является широкое разнообразие и множество источников юридических норм. Это обучловлено, прежде всего, предметом данной отрасли права, широким кругом управленческих общественных отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов объективной необходимостью децентрализации исполнительной власти. АП регламентация такой сложной, разнообразной и широкой сферой, коей является сфера госуправления, вызывает необходимость издания огромного количества законов и подзаконных актов.

При этом важно подчеркнуть: нормы АП содержатся не только в НПА, но и смешанных, многоотраслевых актах, содержащих одновременно нормы, относящиеся к разным отраслям права (конституционного, гражданского, экологического и т. п., в зависимости от того, кем изданы акты, а значит, по их юридической силе, нормы АП делятся на несколько типов:

I. Акты, принятые на основе референдумов, а также акты представительных (законодательных) органов представительной власти. Здесь имеется ввиду:

1) Конституция;

2) ФКЗ («О правительстве РФ», «Об уполномоченном по правам человека в РФ»);

3) ФЗ;

4) Законы СССР и РСФСР;

5) Акты палат ФС РФ («Постановление об амнистии»);

6) Акты представительных органов госвласти субъектов РФ (конституции республик, уставы, законы);

II. Акты президента РФ (указы, распоряжения);

III. Акты госадминистрации:

1) административные акты федеральных органов госвласти:

а) постановления и распоряжения Правительства;

б) приказы, распоряжения, а также утверждаемые ими инструкции, правила, положения федеральных министерств и других центральных органов спецкомпетенции;

в) Приказы, постановления, распоряжения, инструкции и др. акты территориальных федеральных органов исполнительной власти;

г) приказы, инструкции, издаваемые администрацией государственных учреждений, предприятии, воинских формирований;

д) акты руководителей аппаратов Госдумы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и др. центральных ведомств.

2) административные акты субъектов РФ:

а) указы, постановления и др. акты глав исполнительной власти субъектов РФ, т. е. глав республик, губернаторов, мэра Москвы, глав администрации;

б) постановления и распоряжения прасительств субъектов РФ;

в) приказы, постановления центральных органов спецкомпетенции субъектов РФ; Приказы, постановления местных органов госвласти субъектов РФ (напр. префектов в г. Москве);

д) приказы, инструкции, издаваемые администрацией госпредприятий, учреждений, субъектов РФ. Акты госадминистрации – самая многочисленная группа источников АП.

IV. Акты органов местного самоуправления: общим является правило, согласно которому главы местного самоуправления (главы администраций, мэры издают постановления и распоряжения).

V. Публичные договоры: 1) федеративные (между органами госвласти РФ и субъектами РФ), всего порядка 50; 2) административные; 3) соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и правительством страны, а также аналогичные трёхсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов РФ.

VI. Акты правосудия:

1) Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которыми признаны несоответствующими закону или решением вышестоящих органов вплоть до постановлений правительства РФ;

2) Постановления КС РФ и конституционных, уставных судов субъектов РФ

Акты, либо их отдельные положения, признанные неконституционными, юридической силы не имеют.

VII. Административные обыкновения.В данном случае имеются ввиду локальные нормы. Они преимущественно являются обычаями, поскольку не закреплены ни устно, ни письменно. Это неформальные нормы деятельности, напр., о распределении дел между служащими, о порядке визирования служебных документов и т. п.

VIII. Международные акты. Действующая конституция РФ впервые закрепила положения, согласно которому, общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан нашей страны. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы таможенного контроля, дорожного движения, безвизового пересечения госграниц и т. д. Для нашей страны данный тип источников АП имеет большое будущее.

Особенности источников АП.Все действующие источники АП образуют целостную систему. Её нередко отождествляют с понятием «административное законодательство», однако с этим едва ли можно согласиться. Административное законодательство – система законов, в которых содержатся нормы АП. Под системой источников АП понимается вся совокупность действующих источников этой отрасли. В этом проявляется первая особенность системы источников АП. К другим особенностям следует отнести, что АП и АПП находятся в совместном ведении РФ и субъектов в её составе. То, что эта система охватывает как законы, так и подзаконные акты федеральных, региональных и муниципальных органов, а также огромное количество входящих в эту систему источников, их частая, постоянная изменчивость, эфимерность и, наконец, несистематизированность. Всё это объясняется огромным числом источников, имеющих разную юридическую силу. Система АП-ых актов нуждается в совершенствовании. Эта работа должна осуществляться по следующим основным направлениям: а) существенное повышение качества АП норм (до европейского уровня); б) обеспечивание полноты АП регулирования, устранение пробелов; в) усиление роли законов в регулировании прав граждан, формирование госадминистрации и регламентации её деятельности.