Условия перехода от звена с распределенной массой к модели с точечными массами.
- Сохранение массы звена:
- Сохранение положения центра масс:
- Сохранение момента инерции
При статическом уравновешивании механизмов ограничиваются выполнением только двух первых условий. Чтобы обеспечить выполнение всех трех условий необходимо ввести третью массу m iSi. Рассмотрим применение метода замещающих масс при полном и частичном статическом уравновешивании кривошипно-ползунного механизма.
Полное статическое уравновешивание кривошипно-ползунного механизма.
![]() |
Рис 10.4 |
Постановка задачи:
Дано: lAB, lBC, lAS1, lBS2, lCS3=0, m1, m2, m3
Определить: mk1, mk2
Распределим массы звеньев по методу замещающих масс и сосредоточим их в центрах шарниров A, B, C:
m1 = mA1 + mB1 - масса первого звена, распределенная между массами, сосредоточенными в точках А и В;
m2 = mВ2 + mС2 - масса второго звена, распределенная между массами, сосредоточенными в точках В и С;
Тогда
mB = mB1 + mB2 , m C = m3 + mC2 , mA = mA1 ,
Вначале проведем уравновешивание массы mC корректирующей массой mk2. Составим уравнение статических моментов относительно точки В для звеньев 2 и 3:
Задаемся величиной lk2 и получаем корректирующую массу
m k2 = m C × lBC / lk2
Затем уравновешиваем массы, центр которых после установки корректирующей массы m k2 расположился в точке В:
mB =m2+mk2+m3+mB1.
Составляем уравнение статических моментов относительно точки А:
m k1× lk1 = mВ× lАВ .
Задаемся величиной lk1 и получаем корректирующую массу
Окончательно величины корректирующих масс для полного уравновешивания кривошипно-ползунного механизма
Балансировка роторов.
Ротором (по гост 19534-74) называют звенья механизмов, совершающие вращательное движение и удерживаемые при этом своими несущими поверхностями в опорах. Если масса ротора распределена относительно оси вращения равномерно, то главная центральная ось инерции x-x совпадает с осью вращения и ротор является уравновешенным или идеальным. При несовпадении оси вращения с осью x-x, ротор будет неуравновешенным и в его опорах при вращении возникнут переменные реакции, вызванные действием инерционных сил и моментов (точнее, движением центра масс с ускорением).
![]() |
Рис 10.5 |
В зависимости от взаимного расположения оси вращения и главной цетральной оси инерции x-x , по ГОСТ 19534-74, различают следующие виды неуравновешенности роторов (рис. 10.5):
а) статическую, когда эти оси параллельны; б) моментную, когда оси пересекаются в центре масс ротора S; в) динамическую, когда оси либо пересекаются вне центра масс, либо не пересекаются, а перекрещиваются в пространстве.
Как отмечено выше, неуравновешенность определяется конструктивными характеристиками ротора или механизма и не зависит от параметров движения. Поэтому при балансировке оперируют не инерционными силами, а дисбалансами.
Мерой статической неуравновешенности ротора является дисбаланс - векторная величина, равная произведению неуравновешенной массы m на ее эксцентриситет e, где эксцентриситет e - радиус-вектор центра этой массы относительно оси ротора. Направление главного вектора дисбаланса D совпадает с направлением главного вектора сил инерции Fи, действующих на ротор при вращении:
![]() |
Моментная неуравновешенность характеризуется главным моментом дисбалансов ротора MD , который пропорционален главному моменту сил инерции (рис. 10.6):
![]() |
Главный момент дисбалансов ротора полностью определяется моментом пары равных по величине и противоположных по направлению дисбалансов DM1 + DM2 = DM, расположенных в двух произвольных плоскостях (I и II), перпендикулярных оси вращения ротора.
Дисбаланс и момент дисбалансов не зависят от частоты вращения, они полностью определяются конструкцией ротора и точностью его изготовления.
Балансировкой называют искусственное перераспределение массы ротора с целью его уравновешивания (или процесс определения значений и угловых координат дисбалансов ротора и их уменьшения с помощью корректировки размещения его масс).
Балансировка эквивалентна уравновешиванию системы инерционных сил, прикладываемых к подвижному ротору для его равновесия.
Полное уравновешивание ротора – распределение масс ротора, устраняющее давление от сил инерции этого звена на стойку.
![]() |
Рис 10.6 |
Жесткий ротор можно уравновесить двумя корректирующими массами, расположенными в двух произвольно выбранных плоскостях, перпендикулярных оси его вращения. Эти плоскости называют плоскостями коррекции.
Задача балансировки ротора заключается в определении, в выбранных плоскостях коррекции, значений и углов дисбалансов и размещении в этих плоскостях корректирующих масс, дисбалансы которых равны по величине и противоположны по направлению найденным дисбалансам ротора.
На практике балансировку проводят: при конструировании - расчетными методами, в процессе изготовления деталей и узлов - экспериментально на специальных балансировочных станках. Балансировка на станках является более точным и надежным методом, по сравнению с расчетным. Поэтому она применяется для ответственных деталей с высокими рабочими частотами вращения. Корректировка масс ротора осуществляется либо присоединением к нему дополнительных корректирующих масс (наплавлением, наваркой или привинчиванием противовесов), либо удалением части массы ротора с "тяжелой" стороны (фрезерованием или высверливанием). Точность балансировки характеризуется величиной остаточного дисбаланса D0 ротора в каждой из плоскостей коррекции. Величина D0 не должна превышать допустимых для данного класса точности значений, регламентируемых ГОСТ 22061-76.
Балансировка роторов при различных видах неуравновешенности.