Условия эффективного формирования массовой аудитории.
Социальная информация – это информация возникающая в процессе освоения мира людьми.
В свою очередь информированность людей зависит от естественно-географических и социально-экономических факторов, которые также играют роль барьеров на пути получения и усвоения необходимой людям социальной информации. В каких-то случаях, регионах планеты и социальных структурах её получить значительно легче, чем в других. Отсюда одновременно существующий дефицит и избыток информации.
Главной проблемой массовой аудитории является ОТБОР информации.
Сегодня нами усваивается лишь малая часть того, что есть в окружающем нас информационном пространстве.
В основе отбора информации лежат различные МОТИВЫ. Среди них – авторитетность источника информации, престижность обладания данной информацией, привлекательная форма подачи, полезность.
МОТИВЫ могут быть истинные и ложные, первостепенные и второстепенные, различаемые по их значимости.
Мотивы предопределяют ценность информации. К критериям оценки ценности информации относят:
§ Новизну информации
§ Достоверность
§ Доступность
§ Своевременность
§ Соответствие запросам потребителя
Расшифровка терминов
Новизна информации – информация содержит ранее неизвестные сведения.
Достоверность – информация не содержит ложных сведений и адекватно, т.е. максимально точно отражает происходящее явление или процесс.
Своевременность –информация передаётся именно тогда, когда она особенно нужна.
Соответствие запросам потребителя- информация помогает улучшить качество жизни потребителя, предостерегает его от ошибок, доставляет удовольствие тому, кто ей владеет.
Вывод: любая социальная информация эффективна только тогда, когда она отражает тенденции существующих в обществе процессов и явлений. Значение социальной информации обуславливается потребностью общества в саморегулировании. Этот процесс обеспечивается посредством обмена информацией, передачей её от одних носителей к другим и массовым распространением информации полезной большому количеству граждан. Именно такая информация и является массовой. При этом массовая аудитория потребителей информации отбирает из её потока ту её часть, которая соответствует мотивам присущим данной аудитории.
1. Небанальное изложение.
§ соблюдение преемственности;
§ дозирование информации;
2. Декодируемость информации – т.е. её доступность для данной аудитории; соответствие манеры изложения её интеллектуальному уровню.
3. Общественная значимость информации.
При этом особенностями массовой информации являются следующие:
1. Отсутствие непосредственного контакта с аудиторией.
2. Доступность информации для значительных групп населения одного города, региона, всей страны в целом.
3. Возможность одновременного получения информации значительной массой населения города, региона, страны.
4. Возможность для всех желающих участвовать в процессе обмена информацией: участие в работе СМИ ( средств массовой информации – газет, радио, телевидения), а также в использовании системы Интернет.
5. Соответствие распространяемой информации запросам и нуждам данной аудитории.
6. Стремление к достижению определённого «единомыслия» у данной аудитории.
В современных условиях в связи с развитием науки и техники роль информации в обществе стала особенно велика. От примитивных рисунков на стенах доисторических пещер, мы дошли до передачи информации с одного континента на другой через спутники связи, единая компьютерная система связи Интернет опутала весь земной шар.
Мир вступил в новую стадию развития, которая называется информационным обществом.
Основные признаки информационного общества
1. Информация становится главным и наиболее ценным ресурсом общественного прогресса.
2. Информационная деятельность становится ведущим видом общественной практики.
3. Развитие технической и технологической базы информационных процессов определяют прогресс общества.
Мощь государства в этих условиях определяется величиной того объёма информации, которым оно владеет. Создана даже доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом РФ осенью 2000 года. В ней зафиксированы основные положения в области распространения информации в современном гражданском обществе в нашей стране:
§ Соблюдение конституционных норм граждан, их прав и свобод в области передачи и распространения информации, обеспечение прав граждан на достоверную, социально значимую информации, соблюдение и укрепление духовных ценностей, традиций и культуры в условиях информационного общества;
§ Информационное обеспечение государственной политики, обеспечение доступа граждан России к открытым государственным информационным ресурсам;
§ Развитие современных информационных технологий в РФ, создали информационную индустрию.
§ Защита информационных ресурсов страны от несанкционированного, т.е. неразрешённого доступа, обеспечение безопасности информационных и телерадиокоммуникационных систем на территории России.
Последствия такого явления как информатизация, т.е. непосредственного влияния информации на жизнь общества, также, как и последствия любого открытия или научно-технического достижения могут быть как положительными, так и отрицательными.
Схема 5
Последствия информатизации
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Культура и общество | |
Свободное развитие индивида | «Автоматизация» человека |
Информационное общество | Дегуманизация жизни |
Социализация информации | Технократическое мышление |
Коммуникативное общество | Снижение культурного уровня |
Преодоление кризиса цивилизации | Лавина информации |
Элитарное знание (поляризация) | |
Изоляция индивида | |
Политика | |
Расширение свобод | Снижение свобод |
Децентрализация | Централизация |
Выравнивание иерархии власти | Государство-«надзиратель» |
Расширенное участие в общественной жизни | Расширение государственной бюрократии |
Усиление власти благодаря знаниям | |
Усиление манипуляции людьми | |
Хозяйство и труд | |
Повышение продуктивности | Все возрастающая сложность управления обществом |
Рационализация жизни | Обострение промышленного кризиса |
Повышение компетентности | Концентрация |
Увеличение богатства | Подверженность кризисам |
Преодоление кризиса | Стандартизация |
Экономия ресурсов | Массовая безработица |
Охрана окружающей среды | Новые требования к мобильности трудящихся |
Децентрализация промышленности | Дегуманизация труда |
Новая продукция | Стрессы |
Улучшение качества | Деквалификация |
Диверсификация продукции | Исчезновение многочисленных профессий |
Новые профессии и квалификации | |
Международные отношения | |
Национальная независимость | Усиление взаимозависимости |
Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» | Технологическая зависимость |
Улучшение обороноспособности | Обострение отношений Юга-Запада |
Уязвимость | |
Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем. |
Вывод: массовая информация предназначена для широких масс населения. Носит общественно-полезный характер, когда удовлетворяет потребностям общества, а негативный, когда её содержание носит лживый или антиобщественный характер.
Распространение массовой информации невозможно без достижений науки и техники, развитие которых в современных условиях привело к появлению информационного общества в котором информация стала доминирующей силой общественного прогресса.
Вопросы и задания для проверки степени усвоения материала:
1. Понятие информацияиспользуется в узком и широком значении (смысле) этого слова. Как это понимать?
2. Информировать – значит…..
3. Простейшая схема передачи информации выглядит так:
| |||||
| |||||
| |||||
4. В том случае если информация носит массовый, характер канал передачи информации становится тождественен /равен/ -….
5. К средствам массового распространения относятся: надписи на заборах, надписи на асфальте, рекламные щиты – или же это….
6. Потенциальная информация и собственная информация это одно и тоже. Или нет?
7. Составьте таблицу барьеров восприятия связанных с вашей учёбой в высшем учебном заведении.
Таблица моих барьеров восприятия
Что мне мешает воспринимать информацию | Как я это преодолеваю |
Подумайте, какие барьеры для вас наиболее трудноустранимы и почему?
8. Какие два подхода к анализу информации вы знаете. В чём их суть?
9. Что такое социальная информация?
10. Авторитетность источника информации, престижность обладания той или иной информацией, привлекательная форма её подачи – всё это ….
11. В чём заключается ценность информации?
12. Назовите три условия эффективного информирования массовой аудитории.
13. Какие особенности массовой информации вы запомнили, изучив данную тему?
14. Что такое информационное общество и каковы его главные признаки?
15. В чём положительные и отрицательные последствия информатизации общества?
Основные термины изученной темы: