Совокупная оценка основных проблем профилактики.
Проводится оценка значимости отдельных групп и нозологических форм болезней;
По каждой группе и (или) нозологической форме болезни на основе цифровых материалов заболеваемости и сведений о средней численности населения за отдельные годы подсчитываются интенсивные показатели заболеваемости;
Постановка эпидемиологического диагноза начинается с выявления первоочередных проблем профилактики на основе оценки структуры заболеваемости населения по группам и нозологическим формам болезней.
Эпидемиологическая диагностика
Основные правила формирования групп сравнения
• Формирование «внутреннего контроля» с помощью индивидуальной выборки;
• Формирование «внешнего контроля» с помощью кустовой выборки;
• Случайно выборочный метод формулирования групп сравнения;
• Обеспечение неосведомленности исследователей и исследуемых (кодирование).
Методы математического моделирования:
• формально-математическое моделирование;
• количественное моделирование.
• сбор и группировка материала, характеризующего эпидемиологическое состояние населения;
• эпид. обследование единичных и групповых заболеваний;
• опрос и лабораторное обследование больных и здоровых;
• осмотр и лабораторное обследование объектов окружающей среды.
Выделяют следующие критерии оценки:
а) эпидемиологическая значимость (оценивается по показателям среднемноголетней заболеваемости);
б) социальная значимость (рассчитывается на основе совокупного ущерба с учетом частоты, тяжести и длительности течения заболеваний);
в) экономическая значимость болезней (определяется тем ущербом, который они наносят государственному хозяйству, ограничивая трудовые ресурсы):
- прямой ущерб - это затраты на обследование и лечение заболевших, выплаты по временной нетрудоспособности,инвалидности и т.д.
- косвенный ущерб - это стоимость недополученной обществом продукции по причине болезни, инвалидности, смерти.
Полный эпидемиологический диагноз включает решение следующих задач:
• Оценку проявлений эпидемиологического процесса по территориям, среди различных групп населения и во времени.
• Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая количество и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемиологического процесса (формулирование гипотез о факторах риска).
• Проверку сформулированных гипотез, расшифровку механизмов причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости, назначение эффективных в данной обстановке мероприятий.
• Ближайший и (или) отдаленный прогноз заболеваемости, оценка достоверности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказательство гипотез), определение эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики (оценка затрат и выгод).
При решении задач эпид. диагностики используются: