Совокупная оценка основных проблем профилактики.

Проводится оценка значимости отдельных групп и нозологических форм болезней;

По каждой группе и (или) нозологической форме болезни на основе цифровых материалов заболеваемости и сведений о средней численности населения за отдельные годы подсчитываются интенсивные показатели заболеваемости;

Постановка эпидемиологического диагноза начинается с выявления первоочередных проблем профилактики на основе оценки структуры заболеваемости населения по группам и нозологическим формам болезней.

Эпидемиологическая диагностика

Основные правила формирования групп сравнения

• Формирование «внутреннего контроля» с помощью индивидуальной выборки;

• Формирование «внешнего контроля» с помощью кустовой выборки;

• Случайно выборочный метод формулирования групп сравнения;

• Обеспечение неосведомленности исследователей и исследуемых (кодирование).

Методы математического моделирования:

• формально-математическое моделирование;

• количественное моделирование.

• сбор и группировка материала, характеризующего эпидемиологическое состояние населения;

• эпид. обследование единичных и групповых заболеваний;

• опрос и лабораторное обследование больных и здоровых;

• осмотр и лабораторное обследование объектов окружающей среды.

Выделяют следующие критерии оценки:

а) эпидемиологическая значимость (оценивается по показателям среднемноголетней заболеваемости);

б) социальная значимость (рассчитывается на основе совокупного ущерба с учетом частоты, тяжести и длительности течения заболеваний);

в) экономическая значимость болезней (определяется тем ущербом, который они наносят государственному хозяйству, ограничивая трудовые ресурсы):

- прямой ущерб - это затраты на обследование и лечение заболевших, выплаты по временной нетрудоспособности,инвалидности и т.д.

- косвенный ущерб - это стоимость недополученной обществом продукции по причине болезни, инвалидности, смерти.

Полный эпидемиологический диагноз включает решение следующих задач:

• Оценку проявлений эпидемиологического процесса по территориям, среди различных групп населения и во времени.

• Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая количество и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемиологического процесса (формулирование гипотез о факторах риска).

• Проверку сформулированных гипотез, расшифровку механизмов причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости, назначение эффективных в данной обстановке мероприятий.

• Ближайший и (или) отдаленный прогноз заболеваемости, оценка достоверности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказательство гипотез), определение эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики (оценка затрат и выгод).

При решении задач эпид. диагностики используются: