Количественная оценка ресурсов. Оценка территории методом кадастра
Необходимым и наиболее важным методом оценки туристических ресурсов является их кадастр.
Кадастр туристических ресурсов представляет систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристического назначения. Важнейшая цель создания кадастра туристических ресурсов заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристических ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране.
Кадастровый учет ведут в отношении трех основных групп туристических ресурсов:
1) ресурсы, формирующие туристический интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристического продукта;
2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы);
3) природные ресурсы.
При разработке кадастра туристических ресурсов должны использоваться различные источники информации об их наличии и состоянии, а также результаты экспертных оценок и оценок привлекательности ресурсов с точки зрения туристов, которые получают путем опросов и социально-экономического мониторинга.
При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов:
· объективность (достоверность и обоснованность всех данных);
· непрерывность (систематическое обновление, уточнение и корректировка данных);
· наглядность (систематизация данных, их оформление).
Таким образом, составление кадастра туристических ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения посетителей (туристов).
На основе анализа ресурсных возможностей туристической территории формируется структурная таблица кадастра туристических ресурсов
Структурно-оценочная таблица кадастра туристических ресурсов
Категория ресурсных групп | Вид ресурса | Критерии оценки | Лимитирующие факторы |
Культурно-исторические ресурсы | Объекты туристического и экскурсионного показа | Мировой уровень | Норма пропускной способности объекта |
Национальный уровень | |||
Местный уровень | |||
Инфраструктурные ресурсы Отмечают следующие уровни развития туристической инфраструктуры: относительно высокий, средний, низкий. | Средства размещения | Классность (звездность) | Количество мест номерного фонда |
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя | |||
Другие критерии | |||
Предприятия питания | Тип предприятия | Количество накрытий | |
Классность предприятия | |||
Кухонная направленность | |||
Другие критерии | |||
Транспортная инфраструктура | Виды транспортной доступности | Пропускная способность транспортной системы | |
Интенсивность движения | |||
Другие критерии | |||
Торговля | Виды продукции | Насыщенность рынка товарами | |
Другие критерии | |||
Банковская система | Виды услуг | Кредитные способности банка | |
Другие критерии | |||
Иная туристская инфраструктура | Различная совокупность критериев | Критерии возможности обслуживания | |
Природно-рекреационные ресурсы | Климатический фактор | Режим осадков | Режим воздействия |
Циркуляция атмосферы | |||
Ветровой режим | |||
Другие критерии | |||
Водный ресурс | Вид ресурса | Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психологическая | |
Оценка берега | |||
Характеристика дна | |||
Санитарно-гигиенические характеристики | |||
Применимость в развитии туризма | |||
Другие критерии | |||
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы) | Вид ресурса | Экологическая пропускная способность | |
Тематика ресурса | |||
Другие критерии |
Данная таблица указывает на важнейшие направления развития туризма в рамках определенной территории, позволяет определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма. Такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристической сферы. При составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, а именно местоположению рассматриваемых ресурсов в территориальном разрезе. Кадастр туристических ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе. Кадастр туристических ресурсов является основой для разработки целевой программы или концепции развития туризма в дестинации[3].
Для оценки отдельных объектов используют следующие параметры:
Привлекательность (аттрактивность) – основное свойство туристических ресурсов. Именно аттрактивность делает объект предметом туристического показа.
Уникальность туристического объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства.
Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста.
Известность – популярность туристического объекта среди туристов.
Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.
Выразительность – взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность – состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.
Наиболее важным и фундаментальным свойством туристических ресурсов является аттрактивность.