Процедура проведения

Поведенческие техники

Поведенческие техники — психотерапевтические интервенции, основанные на использовании заданий, направленных на формировании у членов семьи новых, более конструктивных способов поведения.

Теоретико-методологической основой данных техник является (Шерман Р., Фредман Н., 1997):

1. Бихевиоризм и теория социального научения.

2. Теории когнитивной психологии.

3. Теории социального обмена, рассматривающие человеческое поведение как действия индивидов, направленные друг на друга для достижения общей цели.

4. Теории общения, которые придают особое значение вербальной коммуникации, слушанию, различного рода обсуждениям и переговорам, а также невербальным формам взаимоотношений.

5. Теории решения проблем. *

Использование данных техник основано на представлении о возможности избавления от нежелательных форм поведения и его изменения методом научения. Большинство поведенческих техник представляют собой специальные методы, направленные на снижение конфликтности и стимулирование взаимоподкрепляемых внутрисемейных взаимодействий через предписанные пси­хотерапевтом задания, которые выполняются членами семьи непосредствен­но на сессии или в домашних условиях (система домашних заданий).

Техники данной группы используются в работе с семьями, способными следовать предписаниям. Кроме того, в силу ориентации данных техник на дей­ствия, они подходят семьям, члены которых испытывают трудности в выраже­нии и вербализации своих чувств и эмоций.

«Родительский семинар»

Цель:изменение отношения родителей к целям, задачам и средствам воспитания; обучение навыкам перцепции семейных отношений и интеракций; изменение представлений о ребенке; расширение диапазона воспитательных прие­мов; получение новой информации о семье и детско-родительских отношениях. Историческая справка:техника «Родительский семинар» предложена А. С. Спивакове кой для изменения сферы сознания и самосознания родителей, а также реальных способов взаимодействия в семье (Спиваковская А. С, 1988).

Техника «Родительский семинар» проводится в форме групповых занятий, на которых присутствуют один или оба родителя. В работе используются следующие приемы:

q лекция;

q групповая дискуссия;

q библиотерапия;

q анонимные трудные ситуации.

Лекция, Темы лекций должны соответствовать потребностям и интересам участников семинара. Поэтому необходимо собрать предварительную инфор­мацию об ожиданиях участников, характере их проблем и затруднений (напри­мер, на предварительной встрече либо на первой встрече во время выяснения целей прихода на семинар).

Возможные темы лекций:

q Факторы супружеского благополучия.

q Современные проблемы воспитания детей.

q Ребенок из неполной семьи.

q Методы воспитания детей в семье.

q Как любить ребенка.

q Зависимости у детей (компьютерная и телевизионная зависимость, Интернет-зависимость; алкогольная, наркотическая и пищевая зависимо­сти и др.).

Главным в изложении указанных тем является простота, эмоциональность в изложении, наличие живых, ясных примеров, обращения к аудитории.

Групповая дискуссия. По мнению А. С. Спиваковской, во время групповой дискуссии целесообразно организовать тематическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конкретных случаев. Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по те­мам, предложенным самими родителями.

Дискуссия может быть организована с целью выработки у участников груп­пы оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. Между тем главные задачи групповой дискуссии заключаются в повышении уровня мотивации и вовлеченности участников группы в обсуждение предложенных проблем; развитие креативности при решении сложных, нестандартных ситуаций; использование воспитательных и терапевтических ресурсов группы.

Библиотерапия. Родителям для домашнего прочтения предлагается специ­ально подобранный список книг. В основном используются книги научно-популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Ведущий семинара может предоставить подборку статей и книг в электронном варианте или на бумажных носителях. Во время последующих встреч обсуждаются основные идеи прочитанных статей и книг. Родители могут изложить собственную точку зрения на предложенные для обсуждения темы и проблемы, поделиться своим опытом.

Анонимные трудные ситуации. Данный прием используется для активизации групповой дискуссии, повышения мотивации участников к разрешению типичных проблемных ситуаций новыми способами, к реализации творческо­го подхода в воспитании детей.

Психолог предлагает обсудить такие ситуации взаимодействия родителей с детьми, когда воспитательные приемы не приводят к успеху. Подбор ситуаций для обсуждения и анализа должен осуществляться с учетом запросов участников.

Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт, а также объяснить, почему герои приве­денного примера не достигли успеха в установлении контакта со своим ребен­ком. После того как все высказались, предложенная ситуация анализируется и обобщается психологом.

Рекомендации по использованию:технику рекомендуется использовать в груп­пе, состоящей из 8-12 человек. В том случае, если родители неоднократно и безуспешно пытались изменить существующую в семье ситуацию, групповая работа поможет задействовать дополнительные ресурсы благодаря действию таких терапевтических факторов группы, как альтруизм, вселение надежды, информирование, универсальность переживаний и др.'Участие в семинаре по­зволяет родителям обнаружить собственные воспитательные возможности, расширить диапазон используемых средств и методов, получить поддержку от группы, посмотреть на различные сложные ситуации «со стороны», вырабо­тать новые пути и способы разрешения семейных конфликтов.

«Конструктивный спор»

Цель:восстановление каналов коммуникации и разрешение супружеских конфликтов. Техника предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично друг для друга обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, про­тиворечиях в исполнении семейных функций.

Историческая справка:техника «Конструктивный спор» представляет собой модификацию техники «Честная борьба» (Г. Р. Бах и П. Уиден), выполненную С. Кратохвилом.

Г. Р. Бах и П. Уиден считали, что нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения «семейного мифа») приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи. Вследствие этого последние часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и оби­дами. Поэтому с целью оптимизации супружеских отношений авторами была предложена техника «Честная борьба». Правила ее проведения, методика обу­чения супругов, а также оценка эффективности выполнения техники осуще­ствляется по 12 параметрам. В дальнейшем количество параметров оценки эффективности было сокращено С. Кратохвилом (Эйдемиллер Э. Г., ред., 2002).