Труд корректора и его организация

Лекция № 8

1. гигиена и безопасность труда

2. рабочее место

3. нормирование и оплата труда.

 

1. Труд корректора сложен и требует большого внимания, поэтому в корректорской должны быть созданы такие условия, которые бы позволили читать и править материал, с наибольшей эффективностью и меньшей утомляемостью. В помещении корректора должно быть достаточно светло, освещение днем обязательно естественное, вечером - искусственное. Отрицательно влияет на организм человека, а следовательно и на производительность труда, резкие колебания температуры воздуха в рабочем помещении. В корректорской должна быть хорошая вентиляция, пыль ухудшает работоспособность человека, поэтому надо ежедневно убирать помещение. Одной из необходимых условий нормального труда корректора должно быть соблюдение тишины. Характерная особенность труда корректора - это сидячая поза. Сидеть за столом рекомендует прямо в естественной позе. Наклон корпуса должен быть небольшим, под углом не менее 70-75 градусов. На протяжении рабочего дня целесообразно делать перерыв для отдыха каждый час на пять - десять минут.

 

2. Стол должен быть хорошим и с выдвижными ящиками. На столе должна быть лампа, пюпитр. Обязательный набор канцелярских принадлежностей: ручка, с тонким пером, простой карандаш, ножницы и т.д.

Корректору необходимо иметь рядом с собой специализированную литературу.

У корректора работающего с ПК рабочее место должно быть соответствовать всем требованиям техники безопасности.

 

3. Нормирование и оплата труда. Нормирование труда способствует успешной работе корректора и выполнению издательских планов. В издательствах устанавливаются нормы для всех корректурных процессов. Нормативы дифференцируются по сложности издания, в зависимости от кегля шрифта и способа чтения корректуры. По сложности все издания делятся на 4 группы (насыщенность текста иностранными словами, специальной терминологией, формулами, наличием знаков фонетической транскрипции, различных шрифтовых и не шрифтовых выделений и т.п.):

1. Художественная, детская, стихи, учебники для начальной школы.

2. Научно-популярная, учебная, учебно-методическая, стихи со ступенчатой строкой, литература по искусству

3. Научно-техническая литература, технические словари, учебники и учебные пособия по физике, химии, математики и др.

4. Литература на иностранных языках и народов России, словари на латинско основе и восточных языках.

 

В основу классификации положена сложность набора. Различают сплошной текст и текст с таблицами, выводами и формулами. Сплошной текст может быть: простым - состоит из букв русского алфавита и знаков препинания, небольшого количества цифр и сокращений; усложненный - сосотит из значительного количества иностранного текста, спец. терминов, множества цифровых данных или различных выделений; смешанный - содержит спец. знаки, термины, формулы, иллюстрации; особо сложный - набор на иностранном языке, словари с большим числом иноязычных примесей, набор на латинском или национальном языке. Нормы в зависимости от группы сложности меняются. Например, дневные нормы корректуры свёрстанных полос. Помимо этих классификаций текст может классифицироваться по используемым в нем знаковым системам. С этой точки зрения выделяются знаки и системы знакового и формализованного языков. Естественный язык - это язык на котором мы говорим, выраженный в письменной форме, нормами для этого языка будут правила русской грамматики, орфографии и стилистики. Формализованный язык - это различная система знаков используемая в математических, химических и логических формулах. Единица этого языка - символы и знаки, которые заменяют собой целые понятия. Естественный и формализованный языки редко существуют обособленно, как правило формализованный язык сопровождается естественным. Понимание различий того и другого языка помогает корректору выбрать правильную форму написания и правильный способ включения элементов формализованного языка в язык естественный.