Раннесредневековый период.

Сложение специфики искусства этого периода обусловлено с одной стороны развитием традиции христианского искусства (раннехристианский период рассматривался нами ранее), а , с другой стороны, воздействием художественной традиции варваров и кельтов. Она была связана с обожествлением сил природы, имели своеобразное представление об устройстве мира. Мир делится по горизонтали - мир людей, находящийся в центре, противопоставлен холодным окраинам, населенным карликами и великанами, и окружающему землю океану. Вертикаль мира составляет мировое древо - соединяет несколько сфер: землю, которую населяют люди, небо, где живут боги, и находится рай для павших воинов - валгалла - и подземный мир. Особая символика животных, населяющих это древо. Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны (боязнь пустоты в предметах искусства). Мир, насыщенный битвами. Развит героический эпос - саги, герои которых в основном гибнут. Очень агрессивный мир. О кельтской мифологии известно немного. Источником реконструкции являются ирландские саги. Мир устроен также в виде мирового древа. Считается, что кельтское происхождение имеют легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, легенда о Тристане и Изольде и т.д.

Кельтское искусство - сохранилось в основном декоративно- прикладное. Интерес к орнаментике - плетенки с использованием изображений животных или без них. Возможно было связано с изображением мирового древа.

Щит из Баттерси, 1 в. н. э.

Зеркало из Десборо, 1 в. н. э.

В искусстве варваров преобладает декоративно-прикладное искусство - фибулы, пряжки, подвески. В них используются различные узоры, плетенки и т.д. Боязнь пустого пространства.

Германские фибулы, 6 в.

Фибулы из Саттон Ху, 7 в.

Вестготская корона, 7 в.

близка к византийским образцам. Использование камней в форме кабошонов.

К концу 1У века христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. Затем постепенно начинает проникать в варварскую культуру: 40-е г. 1У в. - христианизация готов, У в. - вандалы, свевы (как и готы приняли христианство в форме арианства), 90-е гг. У в. - принятие христианства Хлодвигом, У в. - христианизация Ирландии.

Этот период был неблагоприятен для развития архитектуры и скульптуры. В основном, строятся небольшие храмы. Скульптура - рельефы на капителях. Вестготские постройки в Испании.

Церковь Сан Педро де ла Наве, нач. 7 в., интерьер.

Церковь Сан Педро де ла Наве, нач. 7 в., капитель.

Церковь Санта Мария дель монте Нарранко, 8 в.

Основной пласт искусства этого времени составляет книжная миниатюра. Основными центрами распространения которой становятся монастыри.

Распространение монашества в Европе. Распространение в У1 в. устава св. Бенедикта: главное - безграничное послушание учителю - аббату. Утверждение общежитийности. Распространение монашества по Европе.

Особая известность - ирландские монастыри. Многие проповедники посещают Европу. Монастыри становятся центрами сохранение науки и культуры.

Книга из Линдесфарна. Заставка к Евангелию от Матфея, кон. 7 в.

Книга из Дурроу, 7 в.

Келсская книга, 8 в., инициал.

использование плетенок, заполнение всей плоскости листа.