Комниновский период.

София Константинопольская. Христос между Константином Мономахом и императрицей Зоей, сер.Х1 в.

в южной галерее. Округлые формы, крупные лица. Одежды Ирины и Мономаха - крупная смальта - декоративный ковер.

София Константинопольская. Богоматерь между императором Иоанном П Комнином и императрицей Ирина. Нач. 12 в.

находится рядом с предыдущей мозаикой в южной галерее. Усиливается бесплотность тел. Подчеркнутая выразительность линий. Заостренность. Усиливается за счет использования очень мелкой смальты, которая выкладывается подобно узорам. Появление контрастов. Интерес к эмоциональной выразительности.

София Константинопольская. Деисус. Вторая четверть 12 в.

трудно датируемая. Иногда более поздние датировки. Иногда относят к позднему 13 в. Возвращение к мягкому классическому идеалу. Мельчайшая смальта. Рефлексы зеленого и сиреневого на хитоне Христа. В отличие от предшествующей мозаики нет геометрических узоров, образуемых смальтой.

Монастырь Дафни , кон.11 -нач. 12 в. Здание.

Монастырь Дафни . Пантократор.

В куполе. Пластичность в сочетании с резкостью. Увеличенные глаза. Четко прочерчена структура лика. Построение на контрасте.

Монастырь Дафни . Рождество.

Монастырь Дафни . Крещение.

Тромпы. Обращение к классическому идеалу. Но ему придаются совершенно иные пропорции. Вытянутость фигур. Легкость

Монастырь Дафни . Вход в Иерусалим.

Монастырь Дафни . Распятие.

В оконечностях креста. Распространение страстного цикла характерно для 11 века. Вытянутость фигур.

Мозаики Михайловского златоверхого монастыря в Киеве, 1108 - 1112 гг., Евхаристия.

Длинные фигуры, узкие плечи, утонченная гамма. Скольжение.

12 век - развитие местных центров. Сербские и болгарские центры - Бачково, Нерези, Курбиново. Особенно - итальянские центры.

Церковь св.Георгия в Курбиново, Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой.

Дмитриевский собор во Владимире, ок. 1195 г. Апостолы Павел и Матфей.

Собор в Монреале, Сицилия, ок. 1190 г.

Собор в Торчелло, ок. 1200 г.

Сан Марко в Венеции. Общий вид.

Интересный памятник. По образцу близок к романским и ранневизантийским постройкам. Не столь стройная иконографическая программа. Повышенная повествовательность. Интерес к мельчайшим деталям. Декоративность. Мозаики 12 - 13 вв.

Сан Марко в Венеции. Атрий. Купол творения. Создание Евы.

Сан Марко в Венеции. Атрий. Купол творения. Адам нарекает имена животным

Сан Марко в Венеции. Атрий. Купол творения. Сотворение животных, рыб и птиц.

Подробная повествовательность, экспрессивность. Мало моделировок.

Расцвет иконописи - начинается еще в македонский период. Новая техника - темпера. Выемка - поля и ковчег. Нанесение грунта - левкаса (мел или алебастр). Предварительный рисунок. Золочение фона. Доличное - одежды, позем. Личное - санкирь (коричневое, до X1У века только затемненные места), охрение, подрумянка. Ранние иконы - плавь.

Богоматерь Владимирская, кон. 12 века.

Иконография - Филиуса или Гликофилиуса - «милость» - на Руси - умиление. Плавь.

Спас Нерукотворный.

Григорий Чудотворец, вт. пол. 12 в.

Чудо архангела Михаила в Хонах, вт. пол. 12 в.

1204 год - взятие Константинополя крестоносцами (четвертый крестовый поход). Образование Латинской империя во главе с графом Фландрии и Эно Бодуэном. Но подчинили не все земли - Болгарское царство, Никейская империя, Трапезундская империя. Они боролись за восстановление Византийской империи.

Для искусства этого времени характерно перенесение активности в провинциальные центры - Студенице, Мелешево, Сопочаны.

Церковь св. Троицы в Сопочанах, 1265.

Баптистерий собора во Флоренции, не ранее 1225 г.

Значительные экономические ресурсы, близость к Константинополю предопределили успех Никейской империи в борьбе за восстановление Византии.

В 1261 году почти без сопротивления отряды никейского императора Михаила УШ Палеолога заняли Константинополь.

Восстановленная Византия была лишь подобием некогда огромной державы. В нее вошли западная часть Малой Азии, часть Фракии, Македонии, острова Эгейского моря и ряд крепостей на Пелопоннесе. Запад - враждебная коалиция во главе с Венецией, на востоке - турки, на севере - болгары и сербы. Михаил УШ Палеолог - уния с католической церковью - 1274 г.

«Палеологовский ренессанс» - император Андроник П Палеолог в центре этого процесса.

Один из основных памятников палеологовского ренессанса. Само здание относится к 11 веку. По заказу Федора Метохита к этому зданию были пристроены нартекс, экзонартекс и пареклессион. Над нартексом были сделаны два купола. Это еще пока крестово-купольная постройка, но центральное крестообразное пространство отделено стенками, параклессион (пристройка с южной стены) представляет собой самостоятельный храм. Интерес к индивидуальной молитве.

Кахрие Джами. Богоматерь с младенцем ( на южном столбе кафоликона).

Кахрие Джами. Успение. Мозаика кафоликона.

Находится на западной стене.

Кахрие Джами. Купол с изображением Христа.

Кахрие Джами. Деисус с Исааком Комнином и монахиней Меланьей.

На сводах и подпружных арках нартексов - сцены из жизни Марии и Христа и изображения Богоматери и Христа.

Кахрие Джами Рождение Богоматери.

Кахрие Джами. Параклессион. Конха. Сошествие в ад.

30-е гг. 14 века - споры о природе Фаворского света.

Противостояние Григория Паламы - архиепископа Фессалоник- и монаха из Калабрии Валаама. Григорий Палама - теория «умной молитвы» - при которой можно увидеть Фаворский свет. Фаворский свет - не имеет физической природы, он не сотворенный, и является эманацией Бога, его проявлением. Варлаам обвинил Паламу в двубожии. Утверждал, что в мире нет ничего несотворенного кроме Бога, соответственно Фаворский свет есть творение и имеет тварную природу.

1351 г. церковный собор при активном вмешательстве императора-узурпатора Иоанна 1У Кантакузина. Признал исихазм господствующей доктриной.

В изобразительном искусстве - темный фон и пробела.

Двенадцать апостолов, 14 в.

Пантократор, ок. 1363 г.

Григорий Палама, 70-80 е гг. 14 в.

Благовещение, 14 в.

1453 г. - падение Византии. Некоторое время - моравская школа - Манасия, Каленич.

Переходя к средневековому искусству Западной Европы, нам придется вернуться к моменту крушения античного мира. К тому периоду, когда на бывших территориях Римской империи возникает с одной стороны Византийское государство, а, с другой стороны - молодые варварские государства. Их возникновение было связано с таким процессом как «великое переселение народов» (У - УП вв.), когда бесчисленные племена готов, вандалов, аланов, гуннов и др. наводнили Европу, в том числе и Италию и обширные римские провинции - Галлию, Испанию и т.д.

476 г. - предводитель германских наемников Одоакр из племени скиров сместил последнего римского императора Ромула Августула и был провозглашен конунгом Италии. Условная дата окончания истории Древнего мира. Но с падением Римской империи движение варварских племен по территории Европы не прекратилось. К концу У века на территориях Западной римской империи сложилось несколько варварских государств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское и государство Одоакра в Италии.

В 493 году - образование остготского государства во главе с конунгом Теодорихом (493-526)., которое в 555 году было завоевано Византией.

Особая роль Франкского государства, основателем которого был предводитель салических франков Хлодвиг из рода Меровея (отсюда название династии Меровинги). В начале 6 века - вытесняют вестготов в Испанию, подчиняя себе Галлию, позднее присоединили государство бургундов.

Общая периодизация искусства Западного средневековья:

1. Раннесредневековый период - У - Х вв. Включает в себя искусство варварских государств, а так же искусство Каролингов и Оттонов.

2. Романское искусство - Х1 - 12 вв.

3. Готическое искусство - 12 - 14 вв.