Барьеры общения.
Коммуникативный барьер - психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами. Это также и форма психологической защиты от постороннего психического воздействия.
1. Барьеры понимания: фонетические (быстрая речь, речь с большим количеством звуков-паразитов); семантические барьеры ( различие тезаурусов - систем значений слов); стилистические барьеры (несоответствие стиля речи и ситуации общения или актуального психологического состояния реципиента); логический барьер (логика рассуждения либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.
2. Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к различной интерпретации понятий; также восприятие партнера как лица определенной профессии, возраста, пола и т.д. может стать барьером).
3. Барьеры отношения - чисто психологический феномен, возникновение у реципиента чувств неприязни, недоверия к коммуникатору, препятствующих передаче информации.
Факторы, затрудняющие процесс общения:
1. Установки: идеализированные представления о межличностных отношениях, особенно с противоположным полом, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим.
2. Эмоциональные состояния: стеснительность, напряжение, страх неудачи, переживание своей ущербности, завышенный уровень притязаний.
3. Поведение: гиперактивность, подозрительность, критичность, агрессивность, чрезмерная пассивность.