Барьеры общения.

Коммуникативный барьер - психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами. Это также и форма психологической защиты от постороннего психического воздействия.

1. Барьеры понимания: фонетические (быстрая речь, речь с большим количеством звуков-паразитов); семантические барьеры ( различие тезау­русов - систем значений слов); стилистические барьеры (несоответствие стиля речи и ситуации общения или актуального психологического состоя­ния реципиента); логический барьер (логика рассуждения либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.

2. Барьеры социально-культурного различия (социальные, политичес­кие, религиозные, профессиональные различия приводят к различной ин­терпретации понятий; также восприятие партнера как лица определенной профессии, возраста, пола и т.д. может стать барьером).

3. Барьеры отношения - чисто психологический феномен, возникнове­ние у реципиента чувств неприязни, недоверия к коммуникатору, препятс­твующих передаче информации.

Факторы, затрудняющие процесс общения:

1. Установки: идеализированные представления о межличностных отношениях, особенно с противоположным полом, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим.

2. Эмоциональные состояния: стеснительность, напряжение, страх неудачи, переживание своей ущербности, завышенный уровень притязаний.

3. Поведение: гиперактивность, подозрительность, критичность, аг­рессивность, чрезмерная пассивность.