Формулирование проблемы

Подготовка решения начинается с выявления проблемы. Источником проблемы в управлении, как уже отмечалось, является ситуация, отклонение от заданного хода работы.

Поэтому первый этап начинается с анализа проблемной ситуации, который направлен на признание или непризнание существования в организации проблемы. Это связанно с тем, что проблема может быть надуманной, ее может не быть.

Если проблема признана, то осуществляется формулирование проблемы. Для этого прежде всего осуществляется интерпретация проблемы, т.е. придание значения той проблеме, которая признана.

Проблема может быть определена как:

· рутинная проблема,

· кризис или как

· возможность.

Первый и второй тип проблемы проявляются сами и требуют вмешательства менеджера, третий тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть.

Рутинные или повторяющиеся проблемы требуют запрограммированных решений, а возможность и кризис относятся к категории неструктурированных проблем и поэтому будут требоваться незапрограммированные решения. (рис. 3)

 

 

ТИПЫ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ

УРОВНИ РЕШЕНИЙ

 
 


 

               
   
 
 
     


НИЖНЕЕ ЗВЕНО

Рис.3 Природа проблем и решений в организации.

 

Далее определяется степень разрешимости проблемы. Важно знать хотя бы приблизительно возможность решения проблемы. Нет смысла заниматься разработкой решений для явно неразрешимой проблемы.

Определяются границы рассмотрения проблемы – во внутренней и внешней средах.

По проведенному анализу осуществляется формулирование проблемы и разделение ее на подпроблемы в зависимости от сложности, причинности и срочности решения.

После формулирования проблемы определяются, какие подразделения, должностные лица относятся к проблеме и кто должен участвовать в ее решении.