Процесс подготовки и принятия решения

Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Процесс подготовки и реализации управленческих реше­ний включает следующие этапы:

1. Выявление и формулирование проблемы.

2. Формирование группы по подготовке решения.

3. Сбор информации и анализ проблемы.

4. Подготовка и обоснование вариантов решения.

5. Выбор и принятие решения.

6. Организация исполнения решения.

7. Контроль и оценка результатов исполнения решения.

На первом этапе осуществляется выявление проблемной ситуации в объекте управления, для решения которой требу­ется управляющее воздействие системы управления. Про­блемные ситуации возникают при отклонении нормального процесса функционирования объекта управления в результа­те внутренних и внешних возмущений. Проблемы также воз­никают в результате анализа итогов функционирования объ­екта управления в прошедшем периоде, оценки степени ис­пользования ресурсов и т. п.

Формирование проблемы и цели управленческого реше­ния осуществляет руководитель. Важную роль в принятии решений играет определение целей.

На втором этапе руководитель, при необходимости, формирует группу квали­фицированных специалистов, которые, по его мнению, в со­стоянии подготовить варианты решения проблемы. В необ­ходимых случаях руководитель самостоятельно выполняет эту работу.

На третьем этапе сформированная группа по подготовке решения проблемы осуществляет сбор и обработку информа­ции, необходимой для подготовки управленческого реше­ния.

На четвертом этапе группа разрабатывает на основе вы­бранных методов варианты решения проблемы. В качестве методов выработки вариантов решений ис­пользуются:

1. Метод аналогии.

2. Метод эксперимента.

3. Экономико-математические методы.

4. Метод имитационного моделирования.

5. Метод деловых игр.

6. Методы системного анализа.

Выбор варианта и утверждение реше­ния руководителем является содержанием пятого этапа процесса подготовки и реализации управленческих решений. Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом.

Согласование и рассмотрение возможных альтернатив. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели. Одни ре­шения имеют ограниченное число альтернатив, а по другом ~ большой диапазон выбора. На основе более тщательного ана­лиза, изучения ситуации выбирается наиболее реальное на­правление.

На шестом этапе этого процесса осуществляется органи­зация исполнения решения. На данном этапе прежде всего обеспечивается доведение решения до исполнителя или ис­полнителей, которые разрабатывают план мероприятий по его исполнению и доводят его до сведения руководителя ад­министрации

На последнем, седьмом этапе, производится контроль и оценка результатов исполнения решения. На основе учета опыта и методов анализа предыдущих реше­ний совершенствуется практика принятия решения.

Оценка результатов деятельности заключается в том, что полученные результаты реализации управленческого реше­ния сравниваются с ожидаемыми. Если результаты не совпа­дают с прогнозами и планами, то осуществляется коррекция действий для достижения запланированного результата, т. е. возникает необходимость разработки и принятия нового уп­равленческого решения.

 


Тема 2 (21) Процесс принятия решения: факторы и методы.

1. Методы подготовки и принятия управленческих решений

2. Факторы качества управленческих решений