Основные недостатки философско-теоретических построений Гегеля и Маркса

♦ чрезмерное давления теоретической конструкции на область фактических данных, рост которых приводил в противоречию между собственно историческим исследованием и его теоретическим обоснованием.

Гегель: «если факт не укладывается в рамки теории, тем хуже для факта»

европоцентризм. Рационалистическая концепция истории – описание не всемирной истории, а только европейской истории. Не учитывает особенности истории иных народов, стран и континентов (Америка, Африка, Азия). Концепция мало учитывает и историю европейской периферии (Восточная Европа и особенно – Россия)[22].

Это определило кризис рационализма и создание альтернативной концепции истории.

 

3. Цивилизационная (культурно-историческая)концепция

Термин «цивилизация» [23]употребляется как минимум в четырех основных значениях:

1. «Цивилизация» как заключительная стадия социокультурной эволюции, сменившая стадию варварства, подобно тому, как варварство сменило стадию дикости (3 стадии развития человеческого общества: дикость – варварство – цивилизация);

2. «Цивилизация» как духовные гуманистические противовесы, блокирующие негативные, антигуманные проявления, присущие стадии цивилизации (значение 1-е). В этом смысле говорят о «цивилизованном обществе», о «цивилизованном человеке» в отличие от варвара и дикаря;

3. «Цивилизация» как определенный тип культуры («или «культурно-исторический тип»), который может характеризоваться как чертами дикости или чертами варварства и цивилизации (в 1-м значении);Цивилизациякачественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

4. «Цивилизация» как заключительный агонизирующий этап определенного типа культуры (в этом значении термин «цивилизация» употреблял О. Шпенглер (см. далее), говоря о «закате культуры Запада»). (Самое спорное определение в современной литературе)[24].

Зарождение культурно-исторической концепции исследователи, как правило, связывают с теорией «культурно-исторических типов» русского ученого Н.Я. Данилевского (1822-1885 гг.)[25]. Выделяет 10 культурно-исторических типа (один из типов – славянский тип).

Концепция немецкого философа О. Шпенглера (1880–1936 гг.)[26]. Цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безличные «массы». По теории Шпенглера единой общечеловеческой культуры нет. Выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Предполагал появление новой русско-сибирской культуры.

Концепция английского историка и социолога А.Тойнби (1889-1975)[27]. Всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Выделял 13 основных цивилизаций.

В основе современной концепции культурно-исторических типов (цивилизационная концепция) лежит 3-е определение термина «цивилизация».

Суть концепции: В основу культурно-исторической (цивилизационной) интерпретации истории легла идея уникальных, локальных, параллельных историй отдельных «типов культур» (цивилизаций). История человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными религиозно-культурными общностями и локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

В современной российской науке большое влияние имеет теория русского ученого Л.Н. Гумилева (1912-1992)[28].

В основе – теория локальных цивилизаций. В качестве базовой структуры исторического процесса рассматривает этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности). По влиянием пассионардого духа этнос выходит из состояния равновесия с окружающей природой и социальной средой, обретает историческую динамику. Он ведет завоевательные войны, создает государство и культуру. По мере затухания пассионарной энергии, растрачиваемой в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной м социальной среде, становится добычей иных, поднимающихся цивилизаций, поглащаемых ими, часто бесследно исчезает, входя в состав нового этноса (суперэтноса).

В истории России он выделяет две цивилизации. Первая – Древняя Русь, киевско-славянский суперэтнос, существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII- XIII вв., когда он распался под ударами татаро-монгольских кочевых племен. Вторая цивилизация – Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей, ушедших из Золотой Орды.

Классификация 4: теоретические подходы (концепции, теории) к трактовке истории: