Определение размера текущего запаса в условиях ограниченных возможностей управления хозяйственной ситуацией

Система управления запасами характеризуется рядом параметров, частью из которых можно управлять, а частью нельзя. Состав управляемых и неуправляемых параметров зависит от хозяйственной ситуации и может меняться. Определяя опти­мальный размер заказываемой партии (см. § 18.1), было принято, что размер заказа является управляемым параметром. В реальной практике управляемость размера заказа может быть существенно ограничена. Возможные причины:

• минимальная норма отгрузки, вводимая поставщиком;

• количество единиц, упакованных в транспортную тару;

• вместимость используемого транспорта, а также другим причины.

Рассмотрим, какие возможности открывает в этом случае понимание удельных затрат, связанных с созданием и содер­жанием заказа.

1. Знание удельных затрат, связанных с созданием и со­держанием заказа, дает понимание оптимальной величины заказа. Общие затраты, которые понес бы покупатель в случае закупки товаров оптимальными партиями, следует сопоставить с затратами, которые будут понесены в результате согласия с ми­нимальными нормами отгрузки, а также с другими возможными условиями поставщика, вынуждающими покупателя заказывать товар партиями, отличными от оптимальных.

Пусть, например, в примере § 18.1 минимальная норма от­грузки составляет 500 единиц. Найденный же нами оптималь­ный размер заказа — 200 единиц. Дополнительные затраты ΔСо6щ, которые понесет компания, приобретая товар по 500 еди­ниц, составляют

ΔСо6щ = С500о6щ - С200о6щ.

Общие затраты при закупке по 200 единиц определены ра­нее и составляют

С200о6щ= 9000руб/квартал.

Общие квартальные затраты, которые компания понесет при покупке по 500 единиц (С500общ), рассчитаем по формуле (2, § 18.1):

С500о6щ = 0,3 ∙0,25 ∙(500/2) ∙600 + 500∙1800/2 = 13050 руб./квартал

Как видим, ΔСобщ = 4050 руб./квартал .

Знание величины дополнительных затрат существенно повышает обоснованность коммерческого решения по заключе­нию договора поставки. Коммерческая служба, соглашаясь на отличные от оптимальных условия поставщика, видит, какую цену компания платит за уступку.

2. Знание удельных затрат может помочь выбрать вид транс­порта.

Допустим, компания имеет возможность доставить от за рубежного поставщика однородный товар либо железнодорожным транспортом (вагонная отправка), либо крупнотоннажным автомобильным транспортом. Критерием выбора варианта может быть минимум суммарных затрат за период на заказ и доставку товара, а также на хранение запаса. Поскольку количество вариантов продвижения товара до покупателя, которые реально можно осуществить, скорее всего, будет ограниченно, то по каждому из них может быть выполнен расчет суммарных затрат. Вариант, обеспечивающий минимум общих затрат, принимается к реализации.

В табл. 13 приведен пример расчета общих затрат по двум вариантам доставки бумажной продукции от зарубежного поставщика. Оптимальный размер заказа, рассчитанный без учета транспортных затрат, составил 2530 шт. Однако с учетом затрат на транспортировку такой заказ оказывается невыгоден.

Таблица 13

Моделирование вариантов поставки товаров

№п/п Показатель Ед.изм. Формула расчёта Значение
оборот за период шт./квартал дана 48 000
удельные затраты на создание запасов руб./заказ дана
удельные затраты на хранение запасов 1/год дана 0,3
анализируемый период (квартал) год/квартал дана 0,25
вместимость автомобиля шт дана
транспортный тариф за доставку автомо­билем руб./рейс дана 19 200
вместимость вагона шт. дана 16 000
транспортный тариф за доставку вагоном руб./вагон дана 24 000
стоимость единицы товара руб./шт дана
оптимальный размер заказа шт 2529,8
Доставка автомобилем
размер заказа шт 5/5 8000,0
затраты на хранение руб./квартал Сопт.хран=(МТS/2)∙Р. 18 000,0
затраты на заказ руб./квартал Сопт.зак = KQ/Sопт; 1 800,0
затраты на транспортировку руб./квартал Странсп = Q/Sопт ∙Знка; 115 200.0
суммарные затраты руб./квартал ƩС 135 000,0
Доставка вагоном
размер заказа шт 7/5 16 000
затраты на хранение руб./квартал Сопт.хран=(МТS/2)∙Р. 36 000
затраты на заказ руб./квартал Сопт.зак = KQ/Sопт; 900,0
затраты на транспортировку руб./квартал Странсп = Q/Sопт ∙Знка; 72 000,0
суммарные затраты руб./квартал ƩС 108 900,0
Эффект от применения ЖД руб./квартал 135 000,0 - 108 000,0 26 100,0

Выбирать приходится из двух вариантов:

• доставка крупнотоннажным автомобилем;

• доставка вагоном.

В табл. 13 приведен порядок расчета полных затрат по каж­дому из вариантов. Как видим, выгоднее оказывается доставки вагоном, которая позволяет сэкономить 26 100 руб. в квартал.

Лекция 9