Исторически принято выделять 2 формы правления

Тема №4. Форы государства

Вопросы:

1. Понятие и структура формы гос-ва

2. Форма государственного правления: понятие и виды.

3. Форма национального (государственного) устройства

4. понятие и разновидности государственных режимов

5. Многообразие форм государства в пределах одного и того же типа гос-ва.

6. Особенности формы Российского государства.

 

Форма гос-ва - это всегда выражение его сущности и содержания. Она никогда не оставалась величиной константа и изменяется под влиянием различных факторов.

 

В рамках ТГП форма гос-ва рассматривается через анализ 3х ее составляющих элементов:

1. Форма правления – это элемент формы гос-ва отражающий порядок организации высших органов власти, а так же особенности взаимоотношения их между собой и с населением.

 

2. Форма территориального устройства - это элемент органов власти, показывающий территориальную организацию власти с учетом внутреннего деления территории на части и взаимоотношения частей и целого.

 

3. Государственный режим – это совокупность приёмов способов и средств используемых для осуществления государственной власти.

 

 

Форма гос-ва это – совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования высших органов, на территориальное устройство и на методы осуществления государственной власти.

 

Значение формы гос-ва

1. Она содействует формированию правосознания граждан.

2. Продуманная форма гос-ва способствует эффективной работе гос аппарата.

3. Обеспечивает решение возникающих в о-ве конфликтов.

4. Выступает символом единства нации и национальной государственности.

Факторы которые влияют на форму гос-ва:

1. историческая традиция

2. национальный состав населения

3. влияние государственно-правового опыта государств метрополий на другие гос-ва

4. расстановка политических сил борьба между ними

 

вопрос №2

1. Монархия

2. Республика

Монархия – единовластие, это такая форма правления, когда верховная власть и вся ее полнота принадлежит одному лицу, который получает ее по наследству, по наследству ее передает и не несет персональной юридической ответственности за несение власти.

 

В зависимости от объема властных функций монархия бывает:

1.Абсолютная монархия (2 формы: светская, теократическая)

2.Ограниченная монархия. (Парламентская, дуалистическая)

 

Отличительной чертой абсолютной монархии является сосредоточение всех полноты власти в руках монарха, отсутствует какой-либо документ, который бы ограничивал власть монарха, в его руках находятся все 3 виды власти (судебная, законодательная, исполнительная).

Конституционная монархия (ограниченная) – власть монарха ограничена конституцией и выборным представительным органом, она делится:

 

1.Парламентскую (Англия, Дания, Япония, Швеция) – формально монарх наделяется широкими полномочиями, но не может полностью воспользоваться ими, принимаемые монархом решения должны получить одобрения в кабинете министров, исполнительную власть осуществляет правительство, которое ответственно перед парламентом.

 

2.Дуалестическую (Малайзия, Непал) – Переходная форма от абсолютной к парламентской монархии, власть ограничена конституцией, но монарх обладает широким объемом властных полномочий. Есть парламент и правительство, но парламент в силу не развитости ощущает власть монарха. Правительство несет двойную ответственность перед парламентом и монархом

 

Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется в режиме сдержек и противовесов, выборными на определенный срок коллегиальными или единоличными органами, ответственными перед народом.

Признаки республики:

1) выборность власти.

2) коллегиальность

3) подотчетность и ответственность власти.

 

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно, республики делятся:

1. Парламентская

2. Президентская

3. Смешанная

 

1. Парламентская республика – правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним, парламент может выразить вотум доверия или недоверия правительству, главе правительства, конкретному министру. Глава государства – президент, который избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент имеет представительную функцию. Реальный глава государства – глава правительства.

 

2. Президентская республика – президент избирается независимо от парламента, одновременно является главой государства и правительства, сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

 

3. Смешанная республика – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Президент и парламент избирается непосредственно народом. Глава государства – президент, который назначает главу правительства и министров. Президент утверждает решения заседания кабинета министров, а парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а так же имеет право вотума недоверия правительству.

 

Основное отличие между парламентской и президентской республиками состоит в порядке формирования правительства (органа исполнительной власти) и его ответственности.

 

Вопрос № 3

По форме территориального устройства гос-ва делятся на:

 

1. Простая форма = унитарное государство:

1) Простое унитарное гос-во (централизованное)

2) Децентрализованное (сложное унитарное государство)

 

2. Сложная форма = федерация.

Унитарное государство - это единое государство, вся или большая часть которого делится на административно территориальные единицы, которые не имеют статуса государственного образования, не имеют суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства ( Белоруссия, Италия, Франция, Дания)

 

Унитаризм имеет признаки:

1. Единое для всего гос-ва гражданство

2. Единые государственные органы

3. Единое законодательство

4. Единые государственные символы

5. Территория единиц унитарного гос-ва может быть изменена путем принятия общегосударственного закона без согласия органов и населения этой единицы.

Две разновидности:

1. централизованное- основано на принципе централизации власти, лица, которые управляют, назначаются верховной властью и не обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов государственной власти.

 

2. децентрализованное – допускает образование автономий, которые обладают правом самостоятельного решения вопросов переданных им в веление центральной властью (основные сферы сводятся к образованию, коммунальной сфере)

 

Федерация – это союзная государственно-территориальная организация, состоящая из нескольких образований (квази-государств), основанная на принципе целостности государственной власти и ее горизонтальном разделении между центром и регионами (Россия, Канада, Арабские Эмираты).

Управление в федерации основано на принципе децентрализации, наряду с высшими органами существуют аналогичные органы в субъектах федерации. Субъекты обладают правом на формирование законодательства, бюджета и налоговой системы, некоторые имеют право на двойное гражданство.

Но федеральные законы обладают верховенством на всех территории гос-ва, а законы субъектов не должны им противоречить. За субъектами федерации может закрепляться полномочие участвовать самостоятельно в международных отношениях, но только в сфере экономики.

 

Виды федерации:

По статусу субъектов федерации и по объему их полномочий –

1. симметричные (те, где статус и их полномочия одинаковы)

2. асимметричные (некоторые субъекты обладают иным статусом и не одинаковым объемом полномочий (Канада, Россия))

 

По критерию образования:

1. административно-территориальными; (США, Германия)

2. национально-государственными; (Бельгия, Эфиопия)

3. национально-территориальными; (смешанными) (Индия, Россия)

 

В зависимости от основы или источника формирования федерации:

1. Конституционными (на основе конституции) – полномочия даруются центром

2. Договорными (на основе договора) – у субъектов сохраняется максимум полномочий.

3. Конституционно-договорные.

 

От сложных государств следует отличать государственные союзы, или объединения; наиболее известными разновидностями являются : конфедерация (швецарская), Содружество гос-в (СНГ), государственные союзы и государства сообщества. Такие образования представляют собой ассоциации суверенных гос-в создаваемый для достижения, как правило, временных целей (эконом развития, полит устройства, ведения войны). Межгосударственный союз не обладает государственным суверенитетом.

В рамках межгосударственных объединений могу создаваться надгосударственные органы ( парламент в Евросоюзе, суд..), деятельность этих органов не должна нарушать суверенитет каждого гос-ва входящего в союз.

 

Задание: нарисовать таблицы. 1) сравнить федерацию и конфедерацию; 2) дать характеристику союзу, содружеству, сообществу; 3) проанализировать и выяснить отличия сходные черты РФ и Евросоюза.

 

Вопрос №4